В течение года для мотоциклов компании было выбрано торговое название Veloce, но, несмотря на новый мотор мощностью 2 л.с., в октябре 1905 г. компания Taylor Gue обанкротилась.
Неустрашимый Гутгеманн возобновил производство велосипедов под маркой Veloce в районе Спринг Хилл, в Бирмингеме. В 1910 г. он со своими сыновьями Перси и Юджином возобновил производство мотоциклов, используя созданную Перси остроумную двухскоростную блочную конструкцию двигателя объемом 276 см3. Эти силовые агрегата производились на заводе в Спринг Хилл, а производство шасси осуществлялось на расположенной рядом улице Флит-стрит. В 1908 г. Перси основал компанию New Veloce для производства автомобилей, но предприятие оказалось неудачным. Поскольку модель с четырехтактным двигателем объемом 276 см3 оказалась чересчур новаторской по меркам того времени, была также выпущена более традиционная модель класса 500 см3 под названием VMC (Veloce Motor Company).
Первая модель под названием Velocette с двухтактным двигателем объемом 206 см1 была выпущена в 1913 г. Гутгеманн-Тэйлор все никак не мог разобраться со своими именами. Приняв в 1911 г. Британское подданство, он и его семья в 1917 г. по одностороннему обязательству сменили фамилию на Гудмэн (Goodman).
Осуществлению намеченного плана по созданию V-образного двухцилиндрового двигателя помешала 1-я мировая война, и до середины 1920-х гг. компания довольствовалась выпуском только малообъемных двухтактных моделей. Первыми такими моделями были D1 и DL1 (буква L использовалась для обозначения дамской — ladies' — модели с усеченной рамой). В 1919 г. предназначенная для многодневных гонок модификация модели D1 принесла заводу золотую медаль Международных шестидневных соревнований.
Тем не менее, в последовавшие годы, несмотря на отдельные эксперименты с двухцилиндровыми моделями, мотороллерами и необычными двухтактными мотоциклами, марка Velocette всегда ассоциировалась с классическими четырехтактными одноцилиндровыми машинами.
Первая подобная модель появилась только в 1925 г. Эта сконструированная Перси Гудмэном модель, оснащенная одноцилиндровым объемом 348 см3 двигателем с расположенным в головке распредвалом, стала базовой для многих высококлассных машин этой марки. Сначала эти мотоциклы были выпущены с эмблемами Veloce, но очень скоро их поменяли на более узнаваемые эмблемы Velocette. Три таких мотоциклы были выставлены для участия в трековых гонках 1925 г. в младшей категории Junior (350 см3), но все сошли с дистанции. Год спустя Алек Беннет (Alec Bennet) с лихвой отыгрался за эту неудачу, приведя свой Velo (сокращение от Velocette) к победе с потрясающим 10-минутным отрывом. Его средняя скорость на трассе составила 107,34 км/ч. В том же году переместившаяся«до этого в район Астон компания вновь сменила местоположение, переехав в бывшее заводское помещение компании ОК Supreme в районе Холл Грин, где и оставалась до самого конца. С 1925 г. в продажу стали поступать обозначенные буквой К дорожные версии машины с расположенным в головке распредвалом. Позже в этом же году появилась спортивная версия, развивавшая максимальную скорость 129 км/ч. Это была бессмертная модель KSS, которая в различных модификациях выпускалась в течение последовавших 23 лет.
В 1928 г. этот мотоцикл (наряду с его собратьями — мотоциклами KS, КЕ и KES) был оснащен первым ножным переключателем передач, сконструированным инженером-разработчиком Гарольдом Уиллисом (Harold Willis).
В 1929 г. в продажу поступила серийная гоночная версия модели KSS, получившая название КТТ. Эти мотоциклы заняли первые восемь мест на состоявшихся в следующем году любительских трековых гонках в рамках Гран При острова Мэн.
Неудивительно, что эти мотоциклы стали основным оружием в клубных гонках целого поколения, соперничать с которыми могли только мотоциклы International и Manx марки Norton. Даже по самым высоким меркам достижения такой маленькой компании, как Velocette, на треке были выдающимися — в период с 1926 по 1949 гг. восемь побед в трековых гонках в категории Junior. Хотя марка Velocette ассоциируется, в основном, с гоночными мотоциклами класса 350 см3, Стэнли Вудс (Stanely Woods) на редком прототипе модели с двигателем объемом 495 см3 занимал вторые места в трековых гонках в старшей категории Senior в 1937 и 1938 гг. Вудс на мотоцикле с двигателем 348 см3 также показал лучшую скорость на круге в трековых гонках в категории Senior в 1936 г.
Хотя марка Velocette ассоциируется, в основном, с гоночными мотоциклами класса 350 см3, эта модель класса 500 см3 позволила великому Стэнли Вудсу (Stanley-Woods) занять вторые места в трековых гонках острова Мэн в категории Senior в 1937 и 1938 гг.
Компания Velocette имела все основания претендовать на титул чемпиона мира в классе 350 см3 в 1949 г. и сохранила корону в 1950 г. с помощью гонщиков Фредди Фрита (Freddie Frith) и Боба Фостера (Bob Foster).
Мотоцикл КТТ оставался достойным соперником в гонках с 1920-х но 1950-е и. Здесь представлена одна из последних его модификаций — Мк8 КТТ 1948 г.
Еще в 1921 г. для модифицированных дорожных мотоциклов Velocette установление рекордов стало привычным делом. Ровно 40 лет спустя марка вновь была удостоена множества почестей после того, как в Монлери, во Франции, ее машина стала первой, сохранявшей на протяжении более 24 часов среднюю скорость 160 км/ч. Гудмэны были не только производителями, но и энтузиастами мотоциклов, и, когда семейный бизнес претерпевал затяжные коммерческие трудности (а компания редко получала высокую прибыль), помогала абсолютная приверженность к гонкам.
Несомненно, производились и более скромные модели Velocette. В 1928 г. на рынок была выпущена модель U, полученная в результате переделки старой двухтактной одноцилиндровой машины, а в следующем году появился и суперспортивный вариант US5. В 1930 г. этот мотоцикл был заменен выносливой моделью GTP с двигателем объемом 249 см3.
В попытке еще более расширить ассортимент в тот же год компания выпустила еще одну модель под названием КТП с расположенным в головке распредвалом класса 350 см3, но она оказалась неудачной и не пользовалась спросом. Эффективно заполнить нишу удалось только с выпуском в 1933 г. модели Velocette MOV с верхнеклапанным двигателем объемом 248 см3.
Через 12 месяцев после выпуска MOV появилась похожая модель МАС с двигателем объемом 349 см3, а в 1935 г. — модель M5S с двигателем объемом 495 см3. Эти машины существенно помогли Гудмэнам в компенсации затрат на их дорогостоящее увлечение гонками, которое вылилось в появление претенциозной двухцилиндровой модели класса 500 см3 Roarer. Эта машина стала еще одним британским гоночным мотоциклом, загубленным послевоенным запретом на наддув. В 1938 г. был создан прототип с параллельным двухцилиндровым двигателем под названием Model 0, однако эта машина так и не была запущена в производство.
Модель 350 МАС появилась в 1954 г. — за год до выпуска представленной здесь модели. Достоин внимания фирменный глушитель Velocette в виде рыбьего хвоста.
В суровые послевоенные годы приоритет отдавался машинам попроще, однако и в них часто проявлялось привычное стремление Velocette к отличию от других. В этой связи можно отметить новаторскую (но злосчастную) модель LE, в которой использовалась монококовая конструкция (с несущим корпусом). Это привело к созданию модели Valiant с воздушным охлаждением и похожей на мотороллер модели Vogue. Однако ни одна из этих моделей не имела особого коммерческого успеха.
Черный бак с тонкой золотой полоской, как этот — модели 350 MAC, был такой же характерной для мотоциклов Velocette деталью, как их одноцилиндровые двигатели с расположенными в головке клапанами и распредвалами.
К 1950 г. одноцилиндровые мотоциклы с расположенным в головке распредвалом не могли тягаться с нахлынувшими из Италии многоцилиндровыми гоночными машинами, тем не менее, компания Velocette по-прежнему сохраняла приверженность к спортивным одноцилиндровым мотоциклам, неизменно черным с золотой полоской. На протяжении 1960-х гг. компания выпускала модели Viper класса 350 см3 и Venom класса 500 см3, которые стали олицетворением британских дорожных одноцилиндровых мотоциклов. Будучи производными от моделей МАС и MSS соответственно, эти машины позволили создать еще более мощные модификации, названные Clubmans и Thruxton Velos. Наряду с моделью Gold Star марки BSA они стали наиболее ярким воплощением спортивных британских одноцилиндровых мотоциклов.
Модификация верхнеклапанной модели Venom — Clubmans была выпущена в 1958 г. и стала предшественницей Thruxton. Представленная здесь модель датируется 1961 г.
Однако в конце 1960-х гг. рынок требовал от мотопроизводителей большего. Тем не менее, причиной окончательного краха компании Velocette в феврале 1971 г. стали затраты на разработку, и прежде всего, мотороллера Viceroy. Подобно многим другим созданным компанией моделям, эта двухтактная двухцилиндровая машина с пластинчатым впускным клапаном намного опережала свое время, но, к сожалению, она стала последней из произведенных на заводе в Холл Грин моделей.
Модель Viceroy класса 250 см3 была еще одной неудачной попыткой получить выгоду от мотороллерного бума шестидесятых годов. Это был хороший мотороллер, но слишком дорогой (200 фунтов или 320 долларов) и недостаточно итальянизированный.
Velocette 250 GTP (1930)
Тот коммерческий успех, который компания Velocette имела, несмотря на требующие больших затрат занятия гонками, во многом зиждился на таких более доступных для рядового потребителя машинах, как выпущенный в 1930 г. дорожный мотоцикл GTP. Будучи, вне всякого сомнения, намного скромнее своих собратьев по заводу с расположенными в головке распредвалами, GTP, тем не менее, обладал отделкой и пропорциями настоящего мотоцикла и превосходил качественно большинство — за исключением модели Scott — британских двухтактных мотоциклов того периода.
Мотоцикл 250 GTP был классическим независимо от того, был он двухтактным или нет. Представленный здесь мотоцикл был выпущен в 1936 г. — через год после того, как четырехступенчатая коробка передач с ручным переключением была заменена четырехступенчатой коробкой с ножным переключением передач.
Двигатель: 249 см3, двухтактный, одноцилиндровый, 63х80 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: не указана
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: не указан
Максимальная скорость: 97 км/ч
В двигателе с воздушным охлаждением использовался дефлекторный (отражающий) поршень, а не более поздняя технология петли Schnurle. Газообмен осуществлялся с помощью одного карбюратора, но двух выхлопных труб. Необычным для того времени было использование катушечного зажигания, а не магнето,а подсоединенный к дросселю маслосчетчик был и вовсе новшеством. Сначала мотоциклы оснащались чугунными цилиндрами и головками, а также трехступенчатой коробкой передач с ручным переключением, но к 1935 г. было предпринято переоснащение с использованием алюминиевого двигателя и четырехступенчатой коробки передач Гарольда Уиллиса (Harold Willis) с ножным переключением. Несмотря на значительное сокращение производства в 1940 г., после 1945 г. было произведено несколько мотоциклов GTP на экспорт.
Velocette 250 MOV (1933)
На протяжении 1930-х гг. выставочные модели марки Velocette были представлены мотоциклами с расположенными в головке распредвалами, причем процесс их производства был сложным и дорогостоящим и приносил недостаточную для возмещения затрат прибыль. Сначала Юджин Гудмэн (Eugene Goodman) предпринял попытку создать более приемлемый четырехтактный мотоцикл класса 350 см3 с расположенными в блоке клапанами, однако его эксплуатационные качества оставляли желать лучшего. Логически обоснованным следующим шагом было представление общественности в 1933 г. верхнеклапанной модели MOV, что расшифровывалось, как тип М, верхнеклапанная (type М, Overhead-Valve). Это была конструкция с «высоко расположенным распредвалом», которая использовалась компанией вплоть до ее банкротства. Кулачки приводились в движение с помощью шестерен и размещались высоко в блоке распределительных шестерен с правой стороны двигателя, что позволяло использовать короткие толкатели. Силовой агрегат был смонтирован в шасси (которое предназначалось для машины класса 350 см3 с расположенными в блоке клапанами) с раскосными вилками Webb и жесткой задней частью.
Мотоцикл 250 MOV стал прототипом будущих моделей с «высоко размещенным распредвалом». На представленном фото его многогранные возможности демонстрирует ас внедорожной езды Дэвнд Джонс (David Jones).
Двигатель: 248 см3, верхнеклапанный, одноцилиндровый, 68х68,25 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: не указана
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 125 кг
Максимальная скорость: 116 км/ч
Модель МАС (или MAF при поставке в вооруженные силы) с двигателем объемом 349 см3 была, по существу, той же MOV с удлиненным до 96 мм ходом поршня, модель MSS с двигателем объемом 495 см3 представляла собой МАС с увеличенным до 81 мм диаметром цилиндра. После 2-й мировой войны модель MOV выпускалась очень недолго и была снята с производства уже в 1948 г.
Производство же машин МАС и MSS продолжалось, и в 1953 и 1954 гг. соответственно в результате реконструкции они были оснащены задней подвеской с качающимся рычагом. Позже на базе мотоцикла МSS были разработаны модели Viper и Venom.
Несмотря на отсутствие особых отличительных признаков, которые были характерны для моделей с расположенным в головке распредвалом, модель MOV и ее более крупные модификации имели наибольший коммерческий успех из всех мотоциклов марки Velocette.
Velocette KSS (1925)
Мотоцикл типа К Super Sports или KSS, явился результатом побед марки Velocette в трековых гонках (ТТ). Родственная гоночному мотоциклу КТТ модель KSS Mk 1 начала 1930-х гг. была оснащена двигателем, работавшим в очень широком диапазоне оборотов, что было поразительным для того времени. В 1935 г. ее производство было прекращено, но уже в 1936 г. появилась модернизированная версия Mk 2 (как и ранее, вместе с «туристским» собратом KTS) с улучшенным двигателем, менее склонным к протечке масла. К сожалению, производство этого двигателя с расположенным в головке распредвалом с конической зубчатой передачей обходилось чрезмерно дорого. Поэтому возобновленное в 1946 г. послевоенное производство этой модели как единственного дорожного мотоцикла марки Velocette с расположенным в головке распредвалом было прекращено уже через два года. С тех пор двигатель с расположенным в головке распредвалом компания Velocette использовала только в чисто гоночном мотоцикле КТТ, последней версией которого была модель Mk 8.
Если КТТ был самым популярным мотоциклом класса 350 см3 среди частных гонщиков, то KSS был ею дорожным эквивалентом, обладавшим аналогичной популярностью. Здесь представлен один из последних мотоциклов Mk 1 1934 г.
Двигатель: (Mk 1) 348 см3, верхнеклапанный, одноцилиндровый, 74х81мм, с воздушным охлаждением
Мощность: не указана
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 191 кг
Максимальная скорость: 129 км/ч
Velocette LE (1949)
Выпуск в 1949 г. вызывавшей любопытство модели LE был предприимчивой, но безуспешной попыткой придать предназначенному для повседневной езды мотоциклу некоторое своеобразие. Его двигатель объемом 149 см3 (а с 1950 г. — 192 см3), несмотря на расположенные в блоке клапаны, работал почти бесшумно и отличался необычными передовыми техническими характеристиками. Это был двигатель с жидкостным охлаждением, горизонтально расположенными оппозитными цилиндрами, четырехопорным коленчатым валом, головками из сплава и стартером с оттягивающейся рукояткой. Вместо обычной рамы, в качестве шасси использовалась изготовленная из стальных листов монококовая конструкция, в состав которой входили крылья и щитки для ног. Эти мотоциклы были очень экономичными (расход топлива составлял 2,21 л на 100 км), чувствительными в управлении и уравновешенными. Тем не менее, хотя они и пользовались определенной популярностью у полицейских, общество не проявляло к ним особый интерес, и компания Velocette испытывала значительные трудности в отношении их реализации.
Даже спустя 50 лет ясно, что мотоцикл LE, прозванный Noddy Bike, олицетворял собой все нетрадиционное, что отличало машины марки Velocette.
Двигатель: 149 см3, с расположенными в блоке клапанами, горизонтальный двухцилиндровый, 44х49 мм, с жидкостным охлаждением
Мощность: 6 л.с. при 6500 об/мин
Коробка передач: трехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 120 кг
Максимальная скорость: 89 км/ч
Несмотря на неудачный эксперимент с моделью LE, компания Velocette продолжила разработку других машин с использованием того же двигателя. Первой была выпущенная в 1956 г. далеко не столь радикальная производная модель Valiant с воздушным охлаждением и почти с вдвое большей мощностью. Затем последовала модель Vogue, создатели которой вернулись к идее полностью закрытого корпуса, но в этом случае он был выполнен из стекловолокна. К сожалению, продавалась эта модель даже хуже, чем ее предшественницы.
Velocette Venom Thruxton (1965)
Постоянно ориентированная на трековые гонки компания Velocette не могла противостоять искушению: производить специальные предназначенные для гонок машины. К 1958 г. даже базовый мотоцикл Venom, запущенный в производство двумя годами ранее, предлагался с таким дополнительным заводским оборудованием, как гоночные колеса, карбюратор, зажигание, выхлопная система, счетчик оборотов и половинчатые ступени передач. Модель Thruxton, которую вскоре прозвали Thrucky, была добротной заводской машиной. В ней использовались доступные эксплуатационные узлы и детали. Машина была создана на базе немного менее мощной модели Clubsman, которая, в свою очередь, представляла собой Venom с определенными регулировками и настройками. Свое название машина получила в ознаменование победы, одержанной таким же мотоциклом в престижной 800-километровой гонке на кольце Тракстон в Гемпшире в 1964 г. С середины 1965 г. всего было выпущено около 1000 реплик модели Thruxton.
Модель Thruxton Venom класса 500 см3 своим происхождением обязана предназначенным для многодневных гонок мотоциклам. В условиях дорожной езды эта машина нее равно оставалась гоночной. Именно таким хотели видеть последний верхнеклапанный мотоцикл марки Velocette многие спортсмены.
Двигатель: 499 см3, верхнеклапанный, одноцилиндровый, 86х86 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: до 41 л.с. при 6500 об/мин
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 177 кг
Максимальная скорость: 71 км/ч
Мотоцикл Thruxton оснащался высоко отрегулированной и настроенной версией стандартного верхнеклапанного двигателя Venom объемом 499 см3. Модификация машины заключалась в использовании гоночного карбюратора Amal, поршней с высокой степенью сжатия, специальных головок цилиндров с увеличенными впускными клапанами, с улучшенным газовым притоком и более радикальным моментом открытия и закрытия клапанов. Мотоцикл был также оборудован половинчатыми ступенями передач, вставными рукоятками руля, подножки с опорой на пятку, горбатым сидением и рассчитанным на длительный пробег топливным баком.
Большая часть мотоциклов Thruxton использовались в гонках, но некоторые владельцы использовали их в качестве дорожных, что было весьма волнующим испытанием, крайне непрактичным, поскольку с эти мотоциклы нуждались в постоянном сервисном обслуживании. Высшим достижением модели на треке была победа в первых трековых гонках серийных мотоциклов класса 500 см3 в 1967 г. Во время соревнований машина показала среднюю скорость 144,66 км/ч. Мотоцикл Thruxton с полной гоночной регулировкой и настройкой мог развивать скорость 193 км/ч. что было хорошим показателем даже для самых скоростных двухцилиндровых машин.