Здесь представлен весьма далекий от классических мотоциклов Vincent вид продукции этой марки: подвесной велосипедный мотор Firefly объемом 48 см3 выпуска 1954 г.
Почему? Коротко говоря, в мотоцикле этой марки все гармонично. Во-первых, внешний вид мотоцикла Vincent (по крайней мере, моделей серий В и С) — верх совершенства: намеренное сочетание безукоризненно черного глянца, серебристого легкого сплава, сверкающего хрома и нержавеющей стали; массивный двигатель и ни одной унции лишнего веса. Во-вторых, незабываемый звук работающего V-образного двухцилиндрового двигателя (завести который не так легко, поскольку случалось, что кик-стартер отбрасывал легких ездоков назад на приличное расстояние). В третьих, сама езда...
По современным меркам мощность 55 л.с. — модель серии В Shadow — является скромной, однако при такой мощности мотоцикл имел очень малый вес. Из-за шарнирного соединения в середине рамы при езде постоянно менялся угол сидения, и поначалу ощущения были странными, но затем по мере привыкания создавалось впечатление, что едешь не на мотоцикле, а на лошади. С учетом того, что на третьей скорости мотоцикл развивал скорость 177 км/ч, а на последней — выше 193 км/ч при условии, что нашлась бы дорога, достаточной для разгона длины, этот мотоцикл и сегодня может считаться скоростным.
Более того, мотоциклы Vincent надежны в работе. При прохождении 161000 км (100000 миль) время от времени приходится менять покрышки и цепи, подтягивать тормоза. Может также прогореть выхлопная труба, и придется ее заменить или, может быть, даже придется подрегулировать сцепление. Однако двигатель не износится, если придерживаться установленного производителем графика технического обслуживания. Тем не менее, необходимо будет перебрать двигатель между 300000 и 800000 км пробега. Расчетный ресурс рамы составлял около 1,6 миллиона километров пробега.
В случае необходимости что-то подремонтировать в мотоцикле требовался, на удивление, маленький набор инструментов. Филипп Винсент (Philip Vincent) предусмотрел и это: он сознательно свел разнообразие размеров крепежных деталей до минимума, так что все могло быть откручено и закручено всего несколькими ключами, и конструкция двигателя предполагала его легкую разборку.
К этому следует добавить, что, хотя не всем хочется подвергать свою машину перегрузкам, некоторые обладатели мотоциклов Vincent модифицировали их с целью установления мировых рекордов: одно время мотоциклам Vincent принадлежали рекорды езды на милю с хода для одиночных мотоциклов и мотоциклов с колясками. Через пятнадцать лет после закрытия производства мотоцикл Super Mouse покрывал четверть мили (402 м) с места за 8,5 секунд, развивая в конце скорость 273,1 км/ч.
Гоночная модель Grey Flash марки Vincent мощностью 35 л.с., которая была создана на базе одноцилиндровой машины Комет, находилась на вершине успеха во времена использования полных обтекателей.
Таким образом, это был не только самый скоростной мотоцикл тех дней, на котором было установлено несколько рекордов, но и самый надежный и простой в техобслуживании, а такое сочетание встречается крайне редко! Неудивительно, что даже сегодня люди, включая тех, кто родился намного позже выпуска последнего мотоцикла этой марки, говорят, что Vincent — это самый лучший мотоцикл в мире.
История марки начинается с приобретения в 1928 г. Конрадом Винсентом (Conrad Vincent), отцом Филиппа, компании HRD. Ему хватило 30000 фунтов стерлингов для покупки и финансирования проекта создания новой машины.
Основной отличительной чертой первой модели Vincent-HRD была подпружиненная рама. В качестве силового агрегата использовался одноцилиндровый двигатель JAP, а позже на выбор также предлагались двигатели Rudge Python и Sport Python. Продавалась эта модель в очень небольших количествах: в 1929 г. было продано всего 24, в 1930 г. — 36, в 1931 г. — 48 и в 1932 г. — 60 мотоциклов. В 1934 г. Vincent выпустил одноцилиндровую модель класса 500 см3 собственной конструкции, которая предлагалась в трех модификациях: базовая Meteor, Comet и ТТ (для трека). Общеизвестен тот факт, что V-образный двухцилиндровый двигатель Vincent своим происхождением обязан наложению одного на другой двух чертежей одного и того же двигателя, в результате был создан двигатель с отклоненными цилиндрами, что обеспечивает лучшее, чем при параллельной конфигурации, охлаждение. В результате на Лондонской мотоциклетной выставке в Олимпии в 1936 г. был представлен мотоцикл серии A Rapide. Эта модель находилась в производстве до 1939 г., а после войны последовал выпуск намного превосходящих ее машин серий В, С и D. Вся другая продукция компании Vincent выпускалась с целью как-то поддержать ее платежеспособность. Это были трехколесный автомобиль, двигатель для беспилотных самолетов-мишеней Picador, подвесной велосипедный мотор Firefly, который требовал слишком настойчивого легкого педалирования, и производившийся в период 1956-1958 гг. двухтактный двигатель промышленного назначения, использовавшийся также в машинах, которые сейчас называются гидроциклами. Помимо всего этого, компания Vincent выступала агентом по продаже моделей Quickly марки NSU. Однако ни одно из этих начинаний не имело успеха.
Vincent Rapide (1936)
Угол развала цилиндров в 47,5° был, по общему мнению, выбран только для того, чтобы новый двигатель можно было втиснуть в существующую раму. В результате родилась легенда. Конечно, выпускавшаяся с 1936 по 1939 гг. модель серии A Rapide имела свои недостатки. Слишком тяжелая муфта сцепления подвержена проскальзыванию, а масло ненадолго задерживается в машине и норовит вытечь наружу. Полные обороты на промежуточных передачах могут разнести сцепление или коробку передач.
Послевоенные мотоциклы Rapid (здесь представлена модель серии С 1951 г. выпуска) намного превосходили довоенные машины серии А и в гораздо меньшей степени были подвержены протечкам масла.
Двигатель: 998 см3, верхнеклапанный, рядный V-образный двухцилиндровый, 84х90 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 45 л.с. при 5300 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 206 кг
Максимальная скорость: 190 км/ч
С другой стороны, у пользователей не вызывали нареканий тормоза, что удивительно, поскольку в этом отношении изредка поступали жалобы на мотоциклы Brough Superior — явного конкурента марки Vincent. Кроме того, на первых же скоростных испытаниях была показана скорость 174 км/ч.
Трудно себе представить, поскольку столь многие из нас видели мотоциклы серии А, что было выпущено всего 78 таких машин, из которых сохранилось примерно две третьих. Тем не менее, в сравнении с более поздними моделями Rapid этот мотоцикл был самым недоработанным. Послевоенные модели серий В (1946-50 гг.), С (1948-54 гг.) и D (1954-55 гг.) имели угол развала цилиндров 50° и внутренние маслопроводы (намного более герметичные) и были во всех отношениях намного лучшими мотоциклами.
Vincent Series С Black Shadow (1948)
Между базовой моделью Rapid серии С и моделью Black Shadow той же серии было поразительно мало различий. Конечно, степень сжатия была повышена с 6,45:1 до 7,3:1 — это обычный прием кустарных доводчиков двигателей.
Отличительным признаком мотоцикла Shadow были покрытые черной эмалью элементы корпуса двигателя и спидометр со шкалой на 242 км/ч.
Двигатель: 998 см3, верхнеклапанный, рядный V-образный двухцилиндровый, 84х90 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 55 л.с. при 5700 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 208 кг
Был установлен более крупный (всего на 1,5 мм) карбюратор, размер которого составлял теперь 28,58 мм, с чуть измененным впрыском. Из основных улучшений следует также отметить отшлифованные выпускные отверстия и полированные шатуны. Сегодня все это является стандартом для любого мотоцикла с высокими эксплуатационными качествами.
В результате мощность увеличилась на 10 л.с., т.е. более чем на 20 % выше первоначального показателя.
Помимо этого, корпусные детали огромного красивого двигателя были покрыты черной эмалью. Это было сделано не из технологических соображений (теплоотдача неокрашенного, изготовленного из сплава корпуса столь же хороша), а просто для того, чтобы мотоцикл выделялся, и чтобы все знали, что это самый быстрый дорожный мотоцикл в мире.
В те годы на дорогах еще не были введены ограничения скорости. Не было в Британии и автострад, которые появились только десятью годами позже. Последний же мотоцикл Black Shadow серии С сошел с конвейера завода Винсент в 1953 г.
Vincent Series С Cornet (1948)
По меткому выражению одного из дилеров компании Vincent, возможно, это всего лишь половина мотоцикла Vincent но его лучшая половина. Неизбежно пребывавшие в тени V-образных двухцилиндровых машин одноцилиндровые мотоциклы класса 500 см3 по праву считались, тем не менее, очень хорошими (и быстрыми). Прежде всего, это относится к выпускавшейся с 1949 по 1951 гг. модификации Grey Flash, который, обладая мощностью 35 л.с. и будучи на 27 кг легче, развивал скорость 177 км/ч, хотя были подозрения, что в мотоциклах Grey Flash использовались нижние головки шатунов из алюминия. Несомненно, с 1948 по 1955 гг. выпускались также V-образные двухцилиндровые мотоциклы Rapide и Shadow класса 1000 см3 со сверхвысокими настройками и регулировками в модификации Lightning.
Представленная здесь модель класса 500 см3 Cornet серии С выпуска 1949 г. по нынешним меркам не отличалась выдающимися скоростными качествами, но была достаточно быстрой машиной.
Двигатель: 499 см3, верхнеклапанный, одноцилиндровый, 84х90 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 28 л.с. при 5800 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 177 кг
Максимальная скорость; 145 км/ч
Мотоцикл Lightning мощностью 70 л.с. всего при 5600 об./мин. (благодаря более энергичной работе распредвалов) с более высокой степенью сжатия, с 32-миллиметровыми карбюраторами (в сравнении с 28,58 мм у Shadow) производился с большой долей ручного труда. Мотоцикл был также на 35 кг легче, чем Shadow, и на 4,5 кг легче стандартной модели Cornet класса 500 см3. Мотоциклы Cornet выпускались до 1954 г.
Vincent Black Prince (1954)
Модель Black Prince представляла собой полностью закрытый мотоцикл Shadow и, на самом деле, напоминала покрытого панцирем боевого средневекового коня. Кан ни странно, она весила всего на 6 кг тяжелее мотоцикла Rapide серии D и на 1 кг тяжелее мотоцикла Shadow серии С. Модификация Black Prince с двигателем Rapide, вместо Shadow, называлась Black Knight.
Даже на хороших фотографиях невозможно получить подлинное представление о мотоцикле, и нужно воочию увидеть мотоцикл Black Prince серии D, чтобы оценить его великолепие.
Двигатель: 998 см3, верхнеклапанный, рядный V-образный двухцилиндровый, 84х90 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 55 л.с. при 5700 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 209 кг Максимальная скорость: 185 км/ч
Увы, мотоциклы серии Сбыли последней продукцией компании и не только из-за политики Аргентины. Отец Филиппа Винсента никак не мог получить деньги от аргентинской полиции, и в 1948 г. контракт с ними был разорван (до этого компания Vincent еженедельно отправляла в Аргентину 10 машин). В 1949 г. компания обанкротилась, и, хотя ей удалось оправиться, горькая правда заключалась в том, что, несмотря на высокие ценники на мотоциклах, компания Vincent теряла деньги на каждой проданной машине, а публика требовала еще более быстрые мотоциклы.