Базирующийся в Корнвестхайме (к северу ог Шiyггарта) концерн Kreidler стал знаменитым благодаря моделям класса 50 см³, как этот представленный на рисунке мотороллер R50 1956 г., развивавший мощность 2,3 л.с.
Компания была особо компетентна в специальных сплавах, трубах и кованых изделиях, которые изготавливались на крупном заводском комплексе в городе Корнвестхайм, расположенном к северу от Штутгарта. Выпускать мотоциклы как побочную продукцию компания Kreidler начала в 1951 г., при этом основным производством завода были поставки металлических полуфабрикатов германским промышленным предприятиям. Первой моделью компании стал мопед К50 с превосходным двухтактным двигателем объемом 49 см³ (38х44 мм) с поршневым впуском, что отражало специализацию завода в области металлов В всех остальных отношениях машина ничем не отличалась от обычных, будучи оснащенной U-образной рамой, выпускной системой мотоциклетного типа, передней и задней подвесками и педальным запуском двигателя.
Покупательский спрос на мопед К50 вскоре привел к созданию версии де люкс — К51. Затем в 1955 г. к двум первым машинам добавился мотороллер R50 с такой же двухскоростной коробкой передач с выжимным ручным переключением. Другой новостью того же года было использование изготовленного из легкого сплава цилиндра с гильзой с твердым хромовым покрытием.
В 1957 г. появилась самая знаменитая серийная модель компании FLorett. При первой попытке участия компании Kreidler в кольцевых гонках в 1959 г. использовалась гоночная версия Renn Florett, которая отличалась от стандартной FLorett лишь тем, что на ней отсутствовали крылья, был установлен низкий руль и соответственно настроен двигатель.
Наиболее известным гонщиком марки был будущий чемпион мира команды Suzuki Ганс Георг Аншайдт (Hans Georg Anscheidt), который пришел работать на завод, в отдел исследований и разработок в 1960 г. В том же году он стал заводским гонщиком и выиграл для завода Кубок мотоклуба Хокенбейм. Это было прелюдией в более тщательной подготовке к участию марки Kreidler в соревнованиях следующего года.
Модель Kreidler Renn Florett 1961 г. была необыкновенно похожа на стандартную серийную модель за исключением того, что имела обтекатель и ее двигатель был специально подготовлен для гонок. При мощности двигателя 8 л.с. при 12000 об./мин машина развивала скорость до 121 км/ч. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы Аншайдт выиграл на ней Кубок Европы.
В 1962 г. завод Kreidler представил новый мотоцикл с тарельчатыми клапанами и двумя карбюраторами для участия в первом организованном FIM (Международной Федерацией Мотоспорта) чемпионате мира в классе 50 см³. Аншайдт выиграл первый Гран При в Испании, но закончил этот сезон позади гонщика Suzuki Эрнста Дегнера (Ernst Deg пег).
Интересной технической особенностью в новой модели была ее встроенная в блок четырехскоростная коробка с дополнительным внешним трехступенчатым блоком повышения передач, управлявшимся выжимным рычагом на руле, что позволяло водителю оперировать 12-ю передаточными числами. В отличие от использовавшейся в 1961 г. серийной рамы, в 1962 г. трубы были изготовлены из используемого в авиационной промышленности хромомолибденового сплава.
С конца 1960-х гг. большая часть программы подготовки гоночных мотоциклов марки Kreidler осуществлялась голландской компанией Van Veen. На рисунке представлен мотоцикл Van Veen 50 GP середины 1970-х гг.
На доводку обтекателя было затрачено почти столько же времени, сколько и на усовершенствование остальной машины, для этого использовали аэродинамическую трубу в Штутгарте. Заводские инженеры усадили Аншайдта в позе гонщика в этой трубе и принялись за продолжавшуюся изо дня в день скрупулезную работу. Позже гонщик жаловался, что эти аэродинамические испытания переносились им тяжелее, чем настоящие гонки. На протяжении последующих нескольких лет марка Kreidler и Аншайдт часто лидировали в гонках чемпионата, но так и не завоевали чемпионский титул. Марка даже пару раз выступала в состязаниях на побитие рекорда и установила серию новых рекордов скорости в категориях 50, 75 и 100 см³ (причем все с одним и тем же двигателем объемом 49 см³).
Первый гоночный мотоцикл Kreidler с жидкостным охлаждением появился в 1969 г., хотя в то время это был только прототип. В сотрудничестве с командой инженеров голландской компании Van Veen Kreidler выпустила новую машину для сезона 1971 г.
Выпускавшийся с 1977 по 1978 гг. мотоцикл Kreidler 50 GP Этот мотоцикл был потомком более ранней и заслужившей высокую оценку модели GP класса 50 см³ 1960-х гг.
Разработанный Йоргом Моллером (Jorg Moller) мотоцикл отличался совершенно новой рамой и двигателем с жидкостным охлаждением мощностью 17,5 л.с. В результате германский завод получил первый за всю историю своего существования титул чемпиона мира, завоеванный голландским гонщиком Яном де Вриесом (Jan de Vries). С тех пор марка Kreidler стала доминирующей в классе, выиграв чемпионаты мира 1973, 1974, 1975, 1979, 1981 и 1982 гг. Еще одно побитие рекорда состоялось в 1977 г., когда подготовленная Пьетом Пломпеном (Piet Plompen) и пилотируемая Хенком Ван Кесселем (Henk Van Kessel) модель Kreidler под названием Black Arrow установила новый мировой рекорд скорости в классе 50 см³ — 228 ккм/ч.
Созданный совместными усилиями заводов Van Veen и Кreidler в 1973 г. одноцилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением обладал мощностью 17,3 л.с. при 16000 об/мин и развивал поразительную скорость — 200 км/ч.
На выставке в Кёльне в сентябре 1978 г. компания Van Veen Sport из Дудерштадта представила модель Gelandesport. Это был мотоцикл для эндуро класса 50 см³ с пространственной рамой мощностью 12 л.с. Другим экспонатом этой же компании была мотокроссовая модель школьник — KVV. Оба мотоцикла были оснащены двигателями Kreidler и одноразовыми шасси.
В самом начале 1980-х гг. компания Kreidler все еще занимала очень сильные позиции в шоссейно-кольцевых гонках. В коммерческом же отношении положение ухудшилось, уровень продаж в 1981 г. упал до самого низкого за все предшествовавшие годы уровня. В последнем отчаянном порыве компания представила ряд новых моделей, включая трехскоростной мопед Sport Mofa Flott мощностью 24 л.с., с трубчатой вытянутой рамой, колесами на болтах типа Honda Comstar и знакомым горизонтальным двигателем с новой квадратной формой картера. Был также представлена серия легких мотоциклов класса 80 см³ (с рабочим объемом двигателя 79,8 см³) — модели Florett 80, 80Е и 80L, а также мотоцикл для езды по бездорожью Mustang 80. Kreidler также выпустила концепт-мотоцикл, дизайн которого был выполнен фирмой Target Design — создателями дизайна знаменитой серии моделей Suzuki Katana. Однако все эти усилия не могли остановить скатывание компании вниз. В конце концов, летом 1982 г. компания Kreidler обанкротилась.
Kreidler Florett (1957)
Вне всяких сомнений Florett была самой знаменитой дорожной моделью марки Kreidler, несмотря на то, что это была машина найлегчайшего класса. Дебют этой машины, оснащенной совершенно новым трехскоростным двигателем объемом 49 см³ (40х39,5 мм) с горизонтально установленным цилиндром с поршневым впуском, состоялся в 1957 г. Модель выпускалась с педалями и без оных и поэтому продавалась как в виде мопеда, так и в виде мотоцикла.
Самой знаменитой .моделью марки Kreidler была Florett. Выпущенная в 1957 I.сверхлегкая машина с двигателем объемом 49 см³ предлагалась в виде сверхлегкого мотоцикла или мопеда.
Двигатель: 49 см³, двухтактный одноцилиндровый, 40х39,5 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 3,5 л.с. при 6500 об/мин.
Коробка передач: трехступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепной
Вес: 84 кг
Максимальная скорость: 80 5 км/ч
Со времен Imme, то есть с начала 1950-х гг„ ни один из германских производителей не использовал конфигурацию двигателя с горизонтально установленным цилиндром. Обычно в других моделях марки Kreidler для гильзы цилиндра использовалось твердое хромовое покрытие, наносившееся непосредственно на алюминиевый цилиндр, а передачи все еще переключались с помощью ручного выжимного рычага.
Рама Florett из прессованной стали была примечательна тем, что вместе с глубоко вогнутыми крыльями полностью закрывала цепь и частично — двигатель, придавая тем самым машине вид, совершенно отличный от других подобного типа моделей того времени. Хотя рама оставалась открытой, U-образного типа конструкцией, зазор между топливным баком и сидением (одиночным или двойным) был очень небольшим. В завершение рассказа о технических характеристиках следует отметить подвеску в полном смысле мотоциклетного типа с передними вилками по образцу Earls и задним качающимся рычагом, тормозные ступицы из сплава во всю ширину, а также вентиляторное охлаждение двигателя.
В виде мотоцикла модель Florett могла разгоняться до 80 км/ч и имела исключительно современный дизайн, а ее популярность и надежность доказывал тот факт, что завод награждал проехавших 100 тысяч километров владельцев машины массивными золотыми заколками для галстуков с эмблемой Kreidler.
Благодаря модели Florett, компания Kreidler смогла использовать, по существу, нетронутый рынок дешевых и надежных машин класса 50 см³, которые выглядели как полноценные мотоциклы, но стоившие в разы дешевле.
Модель Florett добивалась также значительных успехов в шоссейно-кольцевых гонках и в состязаниях на длительные расстояния типа Международных шестидневных соревнований.
Машина была очень популярна как на местном рынке, так и в Нидерландах, где к 1971 г. было продано 100000 мотоциклов. Преемником названия Florett стал пришедший ей на смену сверхлегкий мотоцикл с двигателем объемом 79,8 см³ (46х48 мм), который выпускался вплоть до закрытия предприятия Kreidler в начале 1980-х гг.
Kreidler 50 Grand Prix (1962)
Первая модель Kreidler 50 Gran Prix появилась в год учреждения мирового чемпионата в классе 50 см³, а была создана на базе модели Renn Florett, на которой в предшествовавшем году Ганс Георг Аншайдт (Hans Georg Anscheidt) выиграл Кубок Европы.
Ганс Георг Аншайл на мотоцикле Kreidler класса 50 см³ на трековых соревнованиях в Голандии в 1964 г. Хотя Марка Kreidler была конкурентоспособной, до победы в чемпионате мира пришлось ждать до конца 1960-х гг.
Двигатель: 49,9 см³, с тарельчатыми клапанами одноцилиндровый, 40х39,7 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 14 л.с. при 11500 об/мин.
Коробка передач: шестиступенчатая с двухступенчатым повышением, с ножным переключением
Главный привод: цепной
Вес: 58 кг
Максимальная скорость: 160 км/ч
Несмотря на то, что в основе его был серийный двигатель Florett, тем не менее двигатель мотоцикла-победителя 1961 г. был модифицирован благодаря впуску с поворотными клапанами, двум карбюраторам Dell'Orto и шестиступенчатой коробке передач. Сверхлегкий двухтактный одноцилиндровый мотоцикл с двигателем объемом 49 см³ с горизонтально установленным цилиндром и заявленной выходной мощностью 8 л.с. развивал скорость до 129 км/ч.
Для сезона 1962 г. группа конструкторов гоночных машин во главе с Йоганнесом Хильбером (Johannes Hilber) полностью реконструировала двигатель, подготовив мотоцикл для выступления в гонках Гран При мирового чемпионата. И в этом случае двигатель по-прежнему располагался горизонтально, а для получения максимально разрешенного правилами объема размер был увеличен до 49,9 см³ с новыми размерами диаметра цилиндра и хода поршня — соответственно 40х39,7 мм. Цилиндр был отлит из алюминия, а гильза с твердым хромовым покрытием испещрена булавочными уколами. Идея заключалась в том, что крохотные отверстия смогут задерживать масло, что улучшит смазку. Компания Kreidler была первым германским производителем мотоциклов, применившим этот принцип, который был разработан в КБ Porsche для их сверхмощных автомобилей. Карбюраторы Dell'Orto были заменены специально сконструированными карбюраторами Bing — по одному на каждый поворотный клапан. Передача мощности осуществлялась через 12-скоростную коробку передач, хотя на самом деле коробка была четырехступенчатый, а другие передачи получались с помощью наружного трехступенчатого блока повышения передач, управлявшимся выжимным рычагом на руле.
На смену старой рамы 1961 г., представлявшей собой модифицированную дорожную, пришла новая, изготовленная по авиационной технологии из высококлассных труб. Неизменными остались передние вилки типа Earls и задняя подвеска с двумя амортизаторами.
Одной из основных проблем мотоцикла при сухом весе всего 54 кг, несмотря на то, что диаметр переднего тормоза был увеличен, чтобы справляться с максимальной скоростью порядка 145 км/ч, было удерживать его на дороге. Большое внимание также было уделено обтекателю для уменьшения сопротивления воздуха на высоких скоростях.
В 1963 г. на машине было установлено новое дуплексное шасси, более мощные (телескопические) передние вилки, а выход мощности был увеличен до 12 л.с., что позволило Айнштадту сохранить занятое в 1962 г. второе место в чемпионате мира.
Настроившаяся к победе в чемпионате мира 1964 г. компания Kreidler подготовила почти новую машину. Двигатель подвергся значительным изменениям, включая новый цилиндр, усиленное сцепление с воздушным охлаждением и выпуск с новой расширительной камерой. В то же время 12 передач были уменьшены до шести в двигателе с двухступенчатым блоком повышения с тросовым приводом. Кроме того, использовалось новое шасси (решетчатой конструкции), новые вилки и более мощные тормоза. При мощности 14 л.с. машина могла развивать скорость 160 км/ч.
К сожалению, этого было недостаточно, поскольку к этому времени фирмы Suzuki и Honda также создали новые, еще более быстрые мотоциклы. Таким образом компании Kreidler пришлось ждать до тех пор, пока японцы не прекратили участие в гонках, и только тогда, в конце 1960-х гг. сами выиграли чемпионат мира.