Сегодня тем, кто предпочитает проводить отдых на мотоцикле, двигатель объемом 350 см3 может показаться скромным, но, когда приходится выбирать между мотоциклом класса 350 см3 или отсутствием транспорта в семье, он выглядит предпочтительнее.
По первоначальному проекту это должна была быть тяжелая машина класса 500 см3, пригодная для использования в армии. Однако каким-то непонятным образом, благодаря стараниям конструкторов Яна Игнатовича (Jan Ignatowicz) и Стефана Поразинского (Stefan Porazinski), она превратилась в верхнеклапаную машину класса 350 см3, которая была представлена во Вроцлаве в 1954 г. по случаю празднования 10-летия образования Польской Народной Республики. Вследствие нехватки инструментария, рабочей силы и опыта реальное производство началось только в 1956 г., когда, большей частью вручную, было произведено около 30 мотоциклов.
В 1957 г. производство выросло до 253 машин (из 20000 в год по плану), и только в 1958 г. Щецинский мотоциклетный завод (SFM) приступил к серьезному производству. К этому времени выявились недостатки машины, и велась работа по их устранению. Одной из проблем было расположение гигроскопического магнето на передней части двигателя, где на него попадала вода с переднего колеса; другой, более серьезной проблемой было слабое динамо, продуцировавшее очень слабый свет.
Мотоцикл М10 продавался во многих странах: Болгарии, Кубе, Венгрии, Ливии, Монголии, Сирии, Турции, Уругвае, Соединенных Штатах Америки и Венесуэле. Однако лишь немногие из этих мотоциклов отличались такими качествами, как резвость или технологическая изощренность. При цене почти 23000 злотых машина уступала также в продажах более дешевым импортным моделям и у себя на родине — в Польше.
На рисунке видны четкие, традиционные контуры мотоцикла Junak. В результате минимальных усовершенствовании он мог бы стать настоящим классическим мотоциклом.
Многие владельцы мотоциклов Junak ждали некоторых усовершенствований, например, улучшенных 12-вольтовых динамо и катушки зажигания. Некоторые изменения были внесены, но они коснулись головного фонаря, который задвинули между передними вилками, более объемных крыльев, улучшенных тормозов, закрытой цепи, появления варианта с коляской и вездеходной версии.
Однако, несмотря на эти изменения, в 1964 г. производство было прекращено. Велись разговоры, что эту машину должна сменить современная двухцилиндровая модель Iskra, тем не менее в этом направлении разработка не продвинулась дальше прототипа.
Многие источники упоминают также версию с таким же двигателем объемом 250 см3, но те немногие осведомленные люди в Польше, с которыми автору удалось консультироваться, не имели на этот счет никаких сведений, да и история создания мотоцикла Junak и намеченные рынки его сбыта не дают оснований полагать о существовании подобной машины.