Как и другие немецкие заводы, завод DKW сильно пострадал во время 2-й мировой войны. С окончанием войны возникли и другие проблемы: кроме того, что завод DKW в Жопау был сильно поврежден в результате бомбардировок союзной авиации, при разделе Германии он оказался в зоне Советской оккупации и по приказу Советской военной администрации в период с 1945 по 1946 гг. был полностью демонтирован. После производства в течение некоторого времени в Вилиштале была проведена подготовка к возобновлению мотоциклетного производства в Жопау к 1949 г.
Модель MZ BK350 с двухтактным двухцилиндровым двигателем с горизонтально расположенными цилиндрами 1957 г. Запущенная в производство в 1952 г. под торговой маркой 1FA машина развивала скорость 117 км/ч.
Однако до того, как это произошло, коммунистический режим набрал достаточно сил для национализации крупных предприятий, включая DKW, и 1 июля 1948 г. право на владение заводом в Жопау перешло к вновь образованной компании Industrieverwaltung Fahrzenbau/IFA.
После преодоления бесконечного ряда проблем в мае 1950 г. производство возобновилось под маркой IFA. Первой их моделью была модифицированная машина DKW RT125.
Первой машиной собственной конструкции была выпущенная в 1952 г. модель ВК350. Будучи все еще двухтактной, эта модель была похожей на мотоциклы BMW того времени с горизонтально расположенными оппозитными цилиндрами, телескопическими вилками, плунжерной задней подвеской, карданным валом и откидывающимся вбок кик-стартером. Двигатель с золотниковым газораспределением объемом 349 см3 обладал мощностью 17л.с. и максимальной скоростью 117 км/ч. Модель выпускалась в течение семи лет до 1959 г.
К этому времени компания IFA уже выпускала мотоциклы под маркой MZ, что расшифровывалось, как Motorradwerkle Zschopau. Название MZ впервые было использовано в 1953 г., когда инженер Вальтер Кааден (Walter Kaaden) создал отделение MZ Sport для разработки гоночных моделей для дорожно-кольцевых гонок и многодневных или многочасовых гонок. Тогда как первые мотоциклы кроссового типа представляли собой старательно подготовленные серийные машины с шишковатыми покрышками, мотоциклы для шоссейно-кольцевых гонок были сконструированы специалистами и отличались тарельчатыми впускными клапанами и внушительными показателями мощности в своем классе.
К1955 г. предназначенный для шоссейно-кольцевых гонок мотоцикл MZ с двухтактным одноцилиндровым двигателем с тарельчатым впускным клапаном обладал мощностью 15 л.с. и мог развивать скорость 152 км/ч.
В следующем году в заводской команде MZ появился молодой человек по имени Эрнст Дегнер (Ernst Degner). Впоследствии он стал лучшим гонщиком стран Варшавского Договора, а в конце 1961 г. во время гонки в Швеции изменил своей стране и перешел в японский гигант Suzuki.
Па протяжении большей части 1960-х гг. мотоциклы MZ доминировали в Международных шстидневных соревнованиях. Здесь представлена команда 1964 г. на специально подготовленных двухтактных одноцилиндровых мотоциклах серии ES/G.
К 1960 г. в серийном производстве завода MZ были модели 125/3, ES 175 и ES 250. Кроме этого были модели ES 175G и ES 250G, которые выпускались по заказу и представляли собой версии заводских мотоциклов для Международных шестидневных соревнований. Что касается модели 125/3, то это была усовершенствованная версия модели RT125 с повышенной до шести с половиной лошадиных Сил при 5200 об./мин. мощностью и увеличенной на одну ступень (т.е. четырехступенчатой) коробкой передач. В то время как остальные модели уже были оснащены современными для того времени задней подвеской с маятниковым рычагом и передними вилками типа Earles, в модели 125/3 все еще использовались телескопические передние вилки и плунжерная задняя подвеска, но цепь конечной передачи была полностью закрыта (как и у других моделей) резиновыми защитными манжетами, что станет отличительным признаком мотоциклов марки MZ в течение последующих 30 лет.
После перебежчика Эрнста Дегнера в шоссейно-кольцевых гонках Гран При на мотоциклах MZ выступали такие гонщики, как Алан Шеперд (Alan Shepherd), Майк Хэйлвуд (Mike Hailwood), а позже и Дерек Вудман (Derek Woodman). Завод также представляли и такие восточногерманские гонщики, как Хорст Фюгнер (Horst Fugner) и Вальтер Мюзи-ол (Walter Musiol), и венгр Ласло Сабо (Laslo Szabo).
Звездным гонщиком марки MZ в конце 1960-х гг. был Хайнц Росснер (Heinz Rossner), которого время от времени поддерживали англичанин Питер Уильямс (Peter Williams) и итальянец Сильвио Грассетти (Silvio Grassetti).
Во внедорожных гонках мотоциклы MZ в виде специально подготовленных версий моделей серии ES доминировали в Международных шестидневных гонках на протяжении почти всех 1960-х гг. Эти машины с индексом G, что означает Gelandermotor (внедорожная машина), оснащенные двигателями размерами 175,250 и 300 см3, пользовались большой популярностью. В 1970-х гг., как мотоциклы MZ десятью годами ранее, в Международных шестидневных гонках уже доминировали чешские мотоциклы Jawa. Тем не менее в 1980-х гг. марка MZ с новыми машинами вернула себе ведущие позиции в этих соревнованиях. Известные теперь как ISDE (Международные шестидневные эндуро) соревнования проводились по новой схеме, при которой преимущество имели машины типа мотокроссовых. Завод MZ отреагировал на это нововведение выпуском мотоциклов с воздушным и водяным охлаждением, моношоковой задней подвеской (с одним амортизатором), маятниковым рычагом квадратного сечения, дисковым передним тормозом и даже обратными (перевернутыми) передними вилками на некоторых моделях.
Типичный двухместный дорожный мотоцикл MZ с двухтактным двигателем конца 1970-х — начала 1980-х гг. Эти мотоциклы продавались в разных версиях с двигателями размерами 125, 150 и 250 см3.
В отличие от внедорожных мотоциклов, в 1960-х гг. серийные дорожные машины MZ оснащались передними вилками типа Earles, придававшими машинам вид тяжеловесов и обеспечивавшими комфортное вождение. В 1969 г. завод MZ представил новую модель ETS 250 Trophy Sport. Выпуском одной из таких машин в 1970 г. компания отметила свой миллионный мотоцикл. Этот мотоцикл был оснащен все тем же одноцилиндровым двигателем с золотниковым газораспределением объемом 247 см3, хотя он был на 4 кг легче и выглядел намного более спортивным, по крайней мере, в сравнении с выпускавшимися до этого стандартными мотоциклами MZ. В начале 1970-х гг. на смену ETS пришла пятискоростная модель TS 250, которая выпускалась на протяжении более десяти лет, пока в 1983 г. не была заменена новой моделью ETZ.
Модель ETZ 250, выпускавшаяся для рынка дешевых дорожных мотоциклов, обладала всего на 2 л.с. большей мощностью, чем модель TS 250 (21 л.с. вместо 19 л.с.), но при этом отличалась несколькими существенными усовершенствованиями, в частности в тормозной системе, благодаря использованию 280-миллиметрового переднего дискового тормоза Brembo. Была также запущена в производство версия ETZ 301 (с рабочим объемом двигателя 291 см3). В июле 1983 г. завод MZ выпустил свой двухмиллионный мотоцикл, и это был ETZ 250. Кроме указанных, выпускались также модели TS и ETZ с двигателями размерами 125 и 150 см3.
Завод выпускал также гоночные наборы деталей для MZ 250, которые сначала использовались участниками отечественных соревнований на Кубок завода. В такой набор входили новые цилиндр, головка цилиндра, поршень, выхлопная труба и детали коробки передач. Завод MZ гарантировал увеличение мощности благодаря этому набору до 44 л.с. и дешевое превращение простого дорожного мотоцикла в гоночный. В 1980-х и 1990-х гг. шоссейно-кольцевые гонки на мотоциклах MZ приобрели популярность и в других европейских странах, включая Соединенное Королевство.
После приватизации государственных предприятий в сентябре 1990 г. концерном под названием Deutsche Trehand начался быстрый развал завода MZ. Объем реализации продукции сократился настолько, что уже к концу 1991 г. завод стал банкротом.
Когда 1 июля 1992 г. образовалась совершенно новая компания Motorrad und Zweirddwerk или MuZ в ее штате было всего 80 работников (против 3000 работавших на заводе MZ).
После преобразования завода в 1992 г. под маркой MuZ Silver Star Classic 1993 г. с четырехтактным двигателем Rotax была первой моделью, выпущенной при новом руководстве.
Компания отказалась от старого завода в Зашопау в пользу нового построенного в Хондорфе (в 9,5 км от Зашопау) завода гораздо меньших размеров.
Эта производившаяся в ограниченных количествах высокоэффективная модель MuZ Scorpian 1995 г. выпуска с пяти клапанным двигателем Yamaha, смонтированным на шасси британской конструкции, могла развивать скорость 200 км/ч.
В соответствии с первоначальным планом предполагался полный отказ от производства старых двухтактных моделей. Тем не менее еще в 1990 г. была выдана лицензия на производство серии моделей ETZ в Турции. К тому же, в самой Германии должна была выпускаться новая модель класса 125 см3 Saxon Star. Но основные усилия компания сосредоточила на производстве новой серии моделей с четырехтактными двигателями Rotax, а затем Yamaha.
Созданная в 1994 г. только в виде прототипа модель Cobra была оснащена двухцилиндровым двигателем Yamaha TDM 850 с параллельно установленными цилиндрами. Модель отличалась гоночным дизайном и прекрасными рабочими характеристиками.
В августе 1996 г. пришло известие о том, что компания MuZ обанкротилась. Завод был куплен малазийской компанией Hong Leong.
К 2000 г. завод MuZ выпускал целый ряд современных дорожных и внедорожных моделей, сравнимых с лучшими в мире мотоциклами.
MZ 125/250 GP Racers (1950-1960)
История участия мотоциклов марки MZ в шоссейно-кольцевых гонках начиналась в 1951 г., когда частный специалист по регулировке и настройке двигателей Даниель Циммерманн (Daniel Zimmermann) модифицировал созданный на заводе IFA двигатель DKW RT125 . Циммерманн внес корректировки в двигатель, а инженер Вальтер Кааден (Walter Kaaden) довел конструкцию до чемпионского уровня.
В 1961 г. предназначенный для шоссейно-кольцевых гонок Гран При одноцилиндровый мотоцикл MZ класса 125 см3 с тарельчатым клапаном развивал мощность 25 л.с. при 10800 об./мин. Впервые был преодолен магический барьер в 200 л.с./литр.
Двигатель: 123,6 см3, с тарельчатым клапаном, двухтактный, одноцилиндровый, 54х54 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 25 л.с. при 10800 об/мин.
Коробка передач: шестиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 75 кг
Максимальная скорость: 193 км/ч
В 1953 г. Кааден создал спортивное отделение MZ для разработки мотоциклов для шоссейно-кольцевых и внедорожных соревнований и до конца 1950-х гг. настойчиво проводил в жизнь свою концепцию, согласно которой модель класса 125 см3 должна обладать мощностью 20 л.с., а новая двухцилиндровая модель класса 250 см3 — хотя бы мощностью 36 л.с.
На сезон 1959 г. завод MZ подписал свой первый контракт с лучшим швейцарским гонщиком Луиджи Тавери (Luigi Taveri), и на протяжении последовавших 15 лет череда иностранцев представляла завод MZ, среди которых были Гэри Хокинг (Gary Hocking), Алан Шеперд (Alan Shepherd), Майк Хэйдвуд (Mike Hailwood), Дерек Вудман (Derek Woodman) и Сильвио Грассетти (Silvio Grassetti). В том же 1959 г. появилось еще одно техническое новшество Каадена в виде третьего проходного канала, который должен был препятствовать засорению цилиндра из-за единственного кольца в поршне Dykes. Это, наряду с дополнительной настройкой и повышением надежности, добавило почти 2 л.с. к мощности одноцилиндрового мотоцикла класса 125 см3. К I960 г. шестискоростной двигатель с рабочим объемом 123,6 см3 (54 х 54 мм) развивал мощность в 23 л.с. при 10700 об./ мин., а его максимальная скорость возросла до 180 км/ч. В следующем году мощность была увеличена до 25 л.с., а скорость — до 193 км/ч.
Затем в 1961 г. случился скандал, связанный с побегом из команды лучшего гонщика завода MZ Эрнста Дегнера (Ernst Degner). Многие считают, что Дегнер выдал секреты MZ своим новым работодателям — компании Suzuki. Действительно, японская марка после прихода Дегнера начала одерживать победы в новом учрежденном в 1962 г. классе 50 см3. Для Каадена же и его команды это было ударом, от которого они так и не смогли оправиться. Несмотря на дебют в 1962 г. новых версий с водяным охлаждением одноцилиндровых класса 125 см3 и двухцилиндровых класса 250 см3 машин, после 1961 г. лучшими результатами выступлений гонщиков завода MZ в чемпионатах мира были только третье место в классе 125 см3 Дерека Вудмана в 1965 г. и третьи места в классе 250 см3 Алана Шеперда в 1964 г. и Хайнца Росснера (Heinz Rossner) в 1968 г.
MZ Wankel (1960-е)
В начале 1960-х гг. инженеры завода MZ разработали проект, который, хотя и не был запущен в производство, представлял большой интерес в историческом и техническом отношениях. Это была серия прототипов с двигателями Wankel кульминационными в которой стали прототипы с жидкостным охлаждением ККМ 175W (1963 г.) и с воздушным охлаждением ККМ 175L (1965 г.). Обе машины были созданы главным инженером-разработчиком Гербертом Фридрихом (Herbert Friedrich) в строгом соответствии с технологической концепцией, разработанной Феликсом Ванкелем (Felix Wankel) из западногерманской компании NSU — создателем двигателя с ротационным поршнем.
В начале 1960-х гг. завод MZ опередил соперников на десятилетие, создав дорожный мотоцикл с двигателем Ванкеля. Однако эта модель с двигателем объемом 174 см3 так и не была запущена в серийное производство.
Двигатель: 174 см3, ротационный одноцилиндровый, с воздушным охлаждением
Мощность: 24 л.с. при 5750 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: не указан
Максимальная скорость: 130 км/ч
Первый прототип MZ Wankel отличался жидкостным охлаждением и карданным валом в качестве главного привода. Двигатель по-прежнему имел масляное охлаждение, а остальные узлы изготавливались на базе серийной модели ES 250 тех лет. В1965 г. восточногерманский завод выпустил более продвинутую версию с воздушным охлаждением, но и этот мотоцикл не был запущен в производство.
В конструкции MZ использовались ротационные поршни, лежащие поперек направления их хода. Блок двигателя вместе с четрехступенчатой коробкой передач с ножным переключением скоростей размещались в корпусе обычного вида. Из-за необычного расположения выпуска в верхней части двигателя глушитель имел особую форму. Мотоцикл ККМ 175L обладал мощностью 24 л.с. при 5750 об./мин. и развивал приличную скорость 129 км/ч. Несмотря на то, что на заводе мотоцикл MZ Wankel 1965 г. считался успешным техническим решением, проект оказался на полке, и все усилия были сконцентрированы на работе над обычными двухтактными двигателями. Основной причиной такого решения была стоимость: для запуска машины в производство заводу пришлось бы понести затраты на полную реконструкцию производственной линии, установку дополнительного оборудования и приобретение лицензии у NSU на производство двигателя.
Как известно, первые серийные мотоциклы Wankel появились не ранее, чем через 10 лет — это были модели Hercules W2000 и Suzuki RE5, причем обе модели стали для этих компаний настоящим разочарованием в финансовом отношении. Поэтому, наверное, завод MZ поступил правильно, отказавшись от чести быть первым в мире производителем таких машин.
MuZ Scorpian (1993)
Первой по-настоящему новой моделью марки MuZ была Scorpian, оснащенная пятиклапанным одноцилиндровым двигателем Yamaha объемом 660 см3 с водяным охлаждением и расположенным в головке распредвалом.
Первой по-настоящему новой моделью марки MuZ была Scorpian, оснащенная пятиклапанным одноцилиндровым двигателем Yamaha объемом 660 см3 с водяным охлаждением. Ее мощность достигала 48 л.с. при 6500 об/мин.
Двигатель: 660 см3, с расположенным в головке распредвалом, пятиклапанный одноцилиндровым, 100х84 мм, с водяным охлаждением
Мощность: 48 л.с. при 6500 об/мин.
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 170 кг
Максимальная скорость: 174 км/ч
Основной моделью была Scorpian Sport с полуобтекателем, оставлявшим полностью открытыми двигатель и раму. С самого начала предлагались машины трех цветов: желтого, черного и зеленого. Модель выпускалась в двух модификациях: мощностью 48 л.с. и 34 л.с. (для начинающих мотоциклистов). Среди технических характеристик следует отметить раму Delta из стальных труб коробчатого сечения, 41-миллиметровые телескопические передние вилки, литые из сплава колеса диаметром 43 см, дисковые передний и задний тормоза, электрический стартер, пятиступенчатую коробку передач, моношоковую (с одним амортизатором) заднюю подвеску и 12-вольтовое электрооборудование.
Вскоре появились и другие версии: туристский мотоцикл Scorpian Tour, внедорожный мотоцикл и реплика гоночного мотоцикла Scorpian Replica.
Помимо большей мощности, из технических характеристик модели Replica можно отметить обратные (перевернутые) передние вилки производства голландской фирмы White Power с 20 положениями регулировки смягчения жесткости сжатия и восемью положениями регулировки упругости обратного хода. Моношоковая задняя подвеска была также от фирмы White Power. Из других узлов производства самых известных фирм следует упомянуть тормоза Brembo: передний с четырехпоршневыми суппортами Goldline и с двумя (в отличие от одного на других моделях) 180-миллиметровыми полу-разгруженными дисками и задний с двухпоршневым суппортом и одним 240-миллиметровым диском. Покрышки модели Replica были шире, чем у модели Sport — передние 120/60 и задние 160/60 против 110/70 и 150/60 соответственно.
По данным компании модель Replica могла развивать скорость 200 км/ч или 208 км/ч с предлагаемым в качестве опциона набором для регулировки и настройки. Сухой вес машины составлял 165 кг, что на 5 кг легче модели Sport, и это удивительно, поскольку Replica, в отличие от модели Sport, была оснащена полным обтекателем.