Компания Zundapp в 1919 г. была приобретена Фрицем Неймейером (Fritz Neumeyer), и задача выбора новой продукции легла на плечи нового руководства. Проблема эта была решена в 1921 г., когда на заводе был произведен первый мотоцикл — предшественник трех миллионов машин, выпущенных компанией на протяжении последовавших 63 лет.
Компания Zundapp создала целую серию мотоциклов с двухцилиндровыми двигателями с горизонтально расположенными оппозитными цилиндрами для военного и гражданского применения. Представленная здесь машина была выпущена во время 2-й мировой войны.
Первая модель Z22 была оснащена закупленным британским двухтактным двигателем Levis объемом 211 см3. К октябрю 1922 г. было выпущено 1000 таких мотоциклов.
Неймейер быстро осознал, какую важность для престижа компании представляет мотоциклетный спорт.
Первая же модель Zundapp была выставлена для участия в соревнованиях по проверке надежности, проводившихся в сентябре 1921 г. в Северной Баварии.
На этом мотоцикле выступал чемпион Германии Метш (Metsch), который впоследствии стал легендой внутри компании Zundapp благодаря своим победным выступлениям на мотоциклах марки в 1920-х гг.
К ноябрю 1924 г. были созданы другие модели уже с двигателями собственной конструкции, а одна из новых моделей была оснащена модификацией старого двигателя Levis с увеличенным до 249 см3 объемом. В начале 1924 г. компания Zundapp ввела в строй свою первую современную сборочную линию. К концу года на ее конвейере было собрано более 10 тысяч машин.
В 1924 г. население Германии начало вдруг активно раскупать мотоциклы. Этот бум был, большей частью, подогрет проводившимся 17-дневным спортивным пробегом, вызывавшим интерес у миллионов граждан, и во время этого ажиотажа мотоциклы марки Zundapp пользовались завидной популярностью.
С1926 г., компания Zundapp стала открывать свои отделения во всех крупнейших городах Германии, начиная с Берлина, и с течением времени была создана общенациональная сеть дилеров и сервисных услуг.
К 1928 г. после рекордного уровня продаж четыре завода Zundapp в Нюрнберге оказались заваленными заказами, поэтому в пригороде Нюрнберга Швайнау был построен новый завод. При его открытии в следующем году он был признан самым современным заводом в мире. В течение всего семи лет компания Zundapp смогла с нуля подняться до лидеров рынка. В апреле 1929 г. был установлен новый месячный рекорд производительности — 4200 мотоциклов. Двумя месяцами позже к компании присоединился Ганс Фридрих Неймейер (Hans Friedrich Neumeyer), но к концу году уровень продаж резко снизился до 300 машин в месяц.
Настала Великая Депрессия. Вскоре число безработных в Германии достигло 5,5 миллионов человек. В отличие от многих других предприятий, компании Zundapp удалось выстоять во многом благодаря умелому руководству семьи Неймейер.
В 1930-х гг. Рихард Кюхен сконструировал первые двухцилиндровые мотоциклы Zundapp с горизонтально расположенными цилиндрами размерами 398 и 498 см3. Он же создал и представленную здесь модель с четырехцилиндровым двигателем объемом 598 см3.
К 1933 г. компания Zundapp почти полностью восстановилась. Она выпустила свои первые мотоциклы с четырехтактными двухцилиндровыми двигателями с горизонтально расположенными оппозитными цилиндрами размерами 398 и 498 см3, а также модель с горизонтальным четырехцилиндровым двигателем объемом 598 см3. Эти модели были сконструированы Рихардом Кюхеном (Richard Kuchen) и были представлены как нетрадиционные, но стали очень популярными.
В 1934 г. была выпущена новая модель с двухтактным двигателем малого объема под названием Derby. Ее двигатель объемом 174 см3 с новой системой тройной продувки цилиндра развивал мощность пять с половиной лошадиных сил. Впоследствии такую систему стали применять и в других двухтактных моделях Zundapp,
В течение последовавших нескольких лет уровень продаж рос такими быстрыми темпами, что дилеры жаловались на нехватку машин. У компании просто не хватало производственных мощностей для выпуска требуемого количества машин в короткие сроки. К этому следует добавить, что в гитлеровской Германии конца 1930-х гг. вся промышленность должна была ориентироваться на военные нужды. Однако даже в этих условиях компании Zundapp удалось выпустить несколько новых моделей, включая KS6OO с горизонтальным двухцилиндровым двигателем объемом 597 см3. Другая новая модель DS35O была первой машиной марки Zundapp с ножной педалью переключения скоростей.
С марта 1940 г. все поставки гражданским покупателям были прекращены, однако компания Zundapp в отличие от многих конкурентов, сохранила основную часть оборудования для производства мотоциклов.
Благодаря этому компания смогла отпраздновать выпуск своего 250-тысячного мотоцикла KS750, который сошел с конвейера сборочной линии 13 марта 1942 г.
Мотоцикл KS750 был сконструирован специально для военных целей. Его неотъемлемой частью был коляска, колесо которой имело привод через блокируемый дифференциал. Силовой агрегат представлял собой горизонтальный двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и коробку передач с четырьмя передними и задними передачами. Наряду с похожей моделью BMW R75, KS750 был одним из характерных германских мотоциклов времен 2-й мировой войны.
К 1945 г. компания Zundapp потеряла около трети своих производственных мощностей. Американские оккупационные войска заняли здание штаб-квартиры компании, использовали ремонтные мастерские и станции техобслуживания, так что на заводе осталось всего 170 рабочих (в сравнении с 4000 в 1944 г.). Производство мотоциклов было возобновлено только в 1947 г., когда было выпущено несколько усовершенствованных довоенных моделей. Первой действительно новой моделью была двухтактная одноцилиндровая машина DB201.
Появившаяся модель KS600 напоминала довоенные мотоциклы Zundapp с горизонтальным двухцилиндровым двигателем. Эта несовременного вида модель со штампованной стальной рамой и взаимосвязанными ручным и ножным переключателями скоростей вскоре (1951 г.) уступила место модели более спортивного типа KS601, которую прозвали «Зеленым Слоном» (Green Elephant). На момент выпуска это был самый быстрый западногерманский дорожный мотоцикл с максимальной скоростью почти 141 км/ч. Его верхнеклапанный двигатель объемом 597 см3 (75х67,6 мм) развивал мощность 28 л.с.
Эти мотоциклы с горизонтальным двухцилиндровым двигателем превосходно работали как с коляской, так и без нее, и пользовались большим спросом. Мотоциклы KS601 могли развивать скорость 120 км/ч и добивались значительных успехов в многодневных соревнованиях, в частности в Международных шестидневных гонках.
В начале 1950-х гг. компания Zundapp перевела свое производство в Мюнхен и под руководством д-ра Манна стала набирать все большую силу. Разработки велись, главным образом, в отношении двухтактных малообъемных мотоциклов, а последний двухцилиндровый мотоцикл KS601 был выпущен в 1959 г. Наибольшим успехом среди машин марки Zundapp в это время пользовался мотороллер Bella, которых всего было выпущено 130680 штук.
Эта модификация с качающимся рычагом мотоцикла KS601 была выпущена в 1958 г. специально для американского импортера — компании Berliner Corporation из штата Нью-Джерси.
Что касается мотоциклов, то модель Elastic, названная так из-за великолепной системы подвесок, также продавалась весьма успешно и выпускалась в модификациях с двигателями разных размеров.
В 1955 г. появилась модель 200S, с которой началась другая серия машин. в конце концов, сменивших мотоциклы Elastic. Последняя модель этой серии 250 Trophy 5 выпускалась в конце 1960-х гг.
В течение многих лет марка Zundapp добивалась успеха в Международных шестидневных гонках, а в отдельных случаях машины марки даже выигрывали желанные призы для западногерманской национальной команды — Кубок и Вазу. В отличие от многих других, компания Zundapp не очень пострадала от обвала западногерманского рынка мотоциклов в конце 1960-х гг. К 1965 г. продажи мопедов, легких мотоциклов и мотороллеров мюнхенской марки удерживались вблизи рекордных уровней. В результате компания Zundapp совершила рывок на спортивной арене, в частности, в однодневных триалах и многодневных гонках, а также предприняла небезуспешную попытку установления мирового рекорда в Монца в 1965 г. В этом же году Густав Франке (Gustav Franke) на мотоцикле марки Zundapp стал чемпионом Европы по триалу.
В течение многих лег марка Zundapp добивалась значительных успехов в Международных шестидневных гонках. Мотоцикл для гонок эндуро GS125 с одноцилиндровым двухтактным двигателем был выпущен в 1972 г.
Компания Zundapp выпустила свой первый серийный мотоцикл с водяным охлаждением KS50 в 1972 г. В сентябре 1976 г. на Кёльнской выставке компания выставила также двухтактный двухцилиндровый мотоцикл с водяным охлаждением KS350, но только в виде прототипа. Эта передовая в техническом отношении машина с превосходным дизайном так и не была запущена в производство. Тем не менее, в продажу поступила модель KS125 с жидкостным охлаждением, а позже — и мотоцикл с двигателем большего объема KS175. Эти двигатели использовались также итальянским концерном Laverda с 1977 до середины 1980-х гг.
В конце 1970-х гг. компания Zundapp выпустила мотоциклы KS125 и KS175 (последний представлен здесь). Они оснащались двухтактными двигателями с жидкостным охлаждением. Этот же двигатель использовался в мотоциклах марки Laverda.
В 1977 г. компания Zundapp продавала большое количество машин — 115 тысяч, но в течение следующих нескольких лет уровень продаж снизился. К 1981 г. продажи сократились до 60 тысяч, а к началу Кёльнской выставки 1982 г. компания уже находилась на грани выживания, потеряв на продажах 41 процент от прошлогоднего уровня. И это происходило, несмотря на выпуск таких новых моделей, как KS80 и гоночная RSM класса 80 см3. Этот совершенно новый чемпионский гоночный мотоцикл был оснащен горизонтальным одноцилиндровым двигателем мощностью 30 л.с. при 14800 об./мин. и развивал потрясающую скорость — 219 км/ч. В 1984 г. Стефан Дорфлингер (Stefan Dorflinger) на этом мотоцикле даже выиграл чемпионат мира в классе 80 см3., но накануне открытия Кёльнского мотосалона компания был объявлена банкротом.
Модель Zundapp KS750 с коляской Stoppa выпуска 1939 г. Машина была оснашена двухцилиндровым двигателем с горизонтально расположенными цилиндрами. Она была отличительным германским мотоциклом 2-й мировой войны.
Нашелся покупатель из Китайской Народной Республики, в результате чего все оборудование, складской резерв и проектная документация были отправлены в Китай.
Чемпион мира Стефан Дорфлингср завоевал титул в классе 80 см' в 1984 I. на созданном при поддержке компании Kraiiser мотоцикле Zundapp RSM, развивавшем максимальную скорость 219 км/ч.
Zundapp KS601 (1951)
Мотоциклы Zundapp с горизонтальными двухцилиндровыми двигателями и коробкой передач с цепью и звездочкой, сконструированные легендарным германским конструктором Рихардом Кюхеном (Richard Kuhner), выпускались с начала 1930-х гг. Перед началом 2-й мировой войны была выпущена даже модель, оснащенная четырехцилиндровым двигателем с горизонтально расположенными цилиндрами. Во время войны компания Zundapp выпустила армейский мотоцикл KS750, который, наряду с моделью R75 марки BMW, был одним из самых известных германских мотоциклов военного времени.
Прозванный «Зеленым Слоном» мотоцикл KS601 с одноместной коляской, оснащенный двигателем объемом 597 см3, мог разгоняться до 120 км/ч. Без коляски скорость мотоцикла достигала 141 км/ч.
Двигатель: 597 см3, верхнеклапанным, 2 клапана, двухцилиндровый с горизонтально расположенными цилиндрами, 75х67,6 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 28 л.с. при 4700 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: вал
Вес: 202 кг
Максимальная скорость: 141 км/ч
После войны компания выпустила модель KS600, которая выглядела весьма старомодной со своей штампованной стальной рамой, плоскими раскосными вилками и жесткой задней подвеской. Но поклонники мотоциклов Zundapp смогли вновь ездить с гордостью с появлением в 1951 г. новой спортивной модификации с горизонтальным двухцилиндровым двигателем KS601. Этот мотоцикл из-за его окраски и прочности вскоре прозвали «Зеленым Слоном» (Green Elephant).
В модели KS601 использовался верхнеклапанный двигатель объемом 597 см3 (75х67,6 мм) с двумя отдельными для каждого цилиндра 25-миллиметровыми карбюраторами Bing, чугунными блоками цилиндров и головками из легкого сплава. Машина мощностью 28 л.с. при 4700 об./мин. была оснащена 6-вольтовым 90-ваттовым электрооборудованием.
Четырехступенчатая коробка передач с цепью и звездочкой была смонтирована в одном блоке с двигателем. Кроме того, в оснащение мотоцикла входили вал в качестве главного привода, плунжерная задняя подвеска и новые телескопические передние вилки. Машина без коляски развивала максимальную скорость до 145 км/ч, и это был самый скоростной западногерманский мотоцикл на момент его выпуска Еще более впечатляющими были его возможности при езде с коляской, поскольку он мог при этом развивать скорость 120 км/ч. что было наиболее привлекательным в этой машине, так же как и выигранные в Международных шестидневных гонках в начале 1950-х гг. золотые медали.
Модель KS601 была превосходной машиной и во многих отношениях превосходила модель BMW R51/2, но попытки компании Zundapp соревноваться с BMW в торговых салонах потерпели неудачу, когда компания BMW выпустила в 1955 г. мотоциклы серии R50/60.
Производство двухцилиндровых мотоциклов марки Zundapp с расположенными горизонтально цилиндрами прекратилось в 1959 г., когда последний «Зеленый Слон» в конце года покинул ворота завода. Всего было выпущено приблизительно 5500 таких машин. В заключение можно добавить, что, когда пишущий о мотоциклах известный западногерманский журналист и писатель Эрнст Леверкуз (Ernst Leverkus) подыскивал название для организованного им зимнего ралли на Нюрнбергском кольце, он выбрал для соревнований название «Ралли Слонов» (Elephant Rally) в память об одном из величайших германских мотоциклов.
Zundapp Bella (1953)
Одной из наиболее успешно продававшихся моделей Zundapp был мотороллер Bella, дебют которого состоялся в мае 1953 г. Названная Bella Motor Roller машина принесла удачу компании, и ее конструкция оставалась базовой для мотороллеров марки Zundapp до 1964 г. В течение этих 11 лет было продано 130680 мотороллеров в различных модификациях.
Мотороллер Zundapp R200 Bella 1954 г. выпуска. Оснащенная двигателем объемом 198 см3 (64х62 мм) эта модификация имела некоторые другие отличия от первоначальной модели.
Двигатель: 147 см3, двухклапанный, одноцилиндровый, 57х58 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 7,3 л.с. при 6000 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь, полностью закрытая
Вес: 158 кг
Максимальная скорость: 80 км/ч
Первым мотороллером был Bella 150 или R150, оснащенная двигателем объемом 147 см3 (57х58 мм) с 20-миллиметровым карбюратором Bing. Машина обладала мощностью 7,3 л.с. и развивала максимальную скорость 80 км/ч. Двухтактный двигатель с золотниковым газораспределением отличался поршнем с тремя кольцами, чугунным блоком и головкой цилиндра из сплава.
Что касается трансмиссии мотороллера Bella, то от двигателя шел шестеренчатый первичный привод на встроенную в одном блоке с двигателем четырехступенчатую коробку передач с ножной педалью переключения, а конечный цепной привод был закрыт кожухом, соединенным с качающейся вилкой задней подвески.
В задней подвеске использовались открытые витые пружины, которые регулировались одним гидравлическим амортизатором, установленным на правой стороне вилки.
Передние вилки были телескопическими. Передние и задние колеса из сплава, сравнительно большого диаметра — 30 см были оснащены 150-миллиметровыми барабанными тормозами и были обуты в покрышки с сечением 3,50.
Рама была необычной формы, и фактически состояла из нижней трубы большого диаметра и двух хребетных элементов, выгнутых дугой над двигателем и задним колесом. Поверх этой рамы крепился штампованный стальной корпус, обеспечивавший надежную защиту машины спереди и сзади. В корпусе находился топливный бак емкостью 8,5 л.
Охлаждающий воздух засасывался спереди, по воздухопроводу направлялся на цилиндр, и выпускался через расположенное позади сидения отверстие. В качестве опциона могло быть установлено дополнительное пассажирское сидение. Алюминиевые решетки по бокам заднего колеса могли откидываться и служить подставками для коробок или другого багажа. Кроме того, за дополнительную плату можно было также приобрести запасное колесо и приспособления для его крепления.
К маю 1954 г. было продано 10 тысяч мотороллеров Bella, однако, учитывая пожелания покупателей, компания Zundapp выпустила новую модификацию мотороллера — R200, с лучшим разгоном и более высокой максимальной скоростью. Эта модификация была оснащена двигателем объемом 198 см3 (64х62 мм) и имела некоторые другие отличия от первоначальной модели.
Zundapp В250 Concept (1953)
На международной Франкфуртской выставке 1953 г. компания Zundapp получила много хвалебных отзывов не только в отношении мотороллера Bella и мотоцикла 250 Elastic, но и совершенно нового мотоцикла В250 с верхнеклапанным двухцилиндровым двигателем с горизонтально расположенными оппозитными цилиндрами объемом 247 см3 (54x54 мм).
Верхнеклапанный двухцилиндровый двигатель с горизонтально расположенными оппозитными цилиндрами объемом 247 см3 модели В250 1953 г. Мотоцикл был создан как концептуальный только для привлечения внимания прессы.
Двигатель: 247 см3, верхнеклапанный, 2 клапана, двухцилиндровый с горизонтально расположенными цилиндрами, 54х54 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 18,5 л.с. при 7000 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: вал
Вес: не указан
Максимальная скорость: не указана
Хотя в то время запуск в производство новой модели был запланирован на весну следующего года, это так и не произошло. В результате получился только концептуальный мотоцикл, выпущенный исключительно в рекламных целях. Эта машина была создана под влиянием похожей двухцилиндровой модели Hoffman класса 250 см3 с горизонтально расположенными цилиндрами 1951 г., но была предназначена только для сенсационного показа на выставке, так как ее серийное производство обходилось бы слишком дорого. Двигатель двухцилиндровой модели Zundapp класса 250 см3 имел исключительно завершенную конструкцию с головками из сплава и блоками цилиндров с чугунными (с запасом для расточки) гильзами. Размеры диаметра цилиндра и хода поршня были одинаковыми, а поршня с тремя кольцами обеспечивали степень сжатия 6,8:1. Выход мощности оснащенного двумя 24-миллиметровыми карбюраторами Bing двигателя был 18, 5 л.с. при 7000 об./мин.
Наверное, самым примечательным в этой модели было использование вала в качестве конечного привода — черта, более подходящая для дорогих моделей с двигателями большего объема. В этом двигателе использовались такие же игольчатые роликоподшипники нижних головок шатунов, что и в модели «Зеленый Слон» (KS601). К переднему концу трехопорного коленчатого вала был присоединен вал якоря генератора постоянного тока Noris. Четырехступенчатая коробка передач с приводом в виде большого диаметра однодисковой муфты автомобильного типа имела фланцевое крепление с задней частью картера. Как и в более крупных моделях с горизонтальным двухцилиндровым двигателем, в коробке передач использовались дуплексные цепи.
Новым в конструкции рамы было то, что поперечный горизонтальный двухцилиндровый двигатель был подвешен под широко расставленными трубами большого диаметра, тянувшимися вниз и назад от рулевой колонки. Трубы заканчивались чуть впереди, но выше шпинделя заднего колеса и образовывали верхние опоры задних амортизаторов. Подвески двигателя, судя по оси коленчатого вала, находились в плоскости, близкой к горизонтальной, что должно было в значительной степени нейтрализовать эффект от воздействия крутящего момента.
Оба колеса были оснащены 180-миллиметровыми тормозными ступицами, диаметр обода составлял 40 см, сечение покрышек — 3,50. Из других особенностей следует отметить 15-литровый топливный бак, сильно вогнутое переднее крыло и почти полностью закрытую заднюю (позади двигателя) часть мотоцикла.