Автоматическая трансмиссия — бесступенчатая трансмиссия с гидравлическим или регулируемым ременным приводом на заднее колесо.
Автоматический впускной клапан — ранняя разновидность клапана, который открывался и закрывался под действием работы поршня, создававшего в камере сгорания разрежение или избыточное давление.
Автоматическое натяжное устройство — саморегулирующийся натяжной механизм с пружинным возвратом, обычно использовавшийся на кулачковых цепях или ремнях.
Азотирование — процесс обработки для упрочнения стали.
Амортизатор — приспособление, используемое для смягчения толчков трансмиссии, а также для обозначения амортизаторов подвески.
Амперметр — прибор для измерения силы тока.
Бабочка — поворотный диск, действующий как дроссельная заслонка в некоторых карбюраторах и в большинстве двигателей с впрыском топлива.
Барабанный тормоз — тормоз, в котором колодки из фрикционного материала, совершая радиальное движение, прижимаются к внутренней поверхности цилиндра (барабана).
Бедная смесь — поступающая в двигатель топливно-воздушная смесь с недостаточным содержанием топлива.
Бескамерные покрышки —шины, не нуждающиеся во внутренних камерах.
Биение — вращение нецентрированного вала или колеса.
Блочная конструкция двигателя — конструкция, в которой силовой агрегат смонтирован в едином блоке с коробкой передач.
Богатая смесь — топливно-воздушная смесь с избыточным содержанием топлива.
Боковина — часть покрышки между протектором и бортом.
Ведомое сочленение — вид передней подвески с использованием шарнирного соединения, кото-, рое находится позади оси колеса.
Ведущее сочленение — вид передней подвески с использованием шарнирного соединения, которое находится впереди оси колеса.
Верньер — штангенциркуль, прецизионный измерительный прибор с параллельным губчатым ползунком.
Верхнеклапанный двигатель — двигатель с клапанами, расположенными в головке цилиндра.
Прекрасный образчик малообъемного двигателя 1920-х гг. Он уже оснащен двухступенчатой коробкой передач, по в нем используется типичный тля того периода ременной привод. Этим двигателем оснащались мотоциклы Calthorp.
Верхний монтаж — часто используется применительно к резервуару со сжатым газом, крепящемуся к современной подвеске (газовому амортизатору).
Верхняя головка шатуна — подшипник шатуна, через который проходит поршневой палец.
Верхняя мертвая точка — наивысшая точка, которую достигает поршень при своем движении вверх; антоним — нижняя мертвая точка.
Вилка включения передачи — контролируемый кулачковым диском или барабаном вильчатый рычаг, способный сдвигать шестерни коробки передач и, таким образом, переключать передачи.
Возвратно-поступательное движение — движение вперед и назад по одному и тому же пути, подобно движению поршня в цилиндре.
Водяное охлаждение — жидкостное охлаждение;передача тепла от двигателя в атмосферу через жидкий посредник.
Воздушное охлаждение — охлаждение нагревающегося двигателя внутреннего сгорания потоком воздуха.
Воздушный фильтр — фильтр, обычно бумажный или из промасленной вспененной резины, предотвращающий проникновение пыли в двигатель.
Вольфрам — редкоземельный металл, используемый в качестве присадки в производстве легированных сталей, а также для изготовления нитей электрических ламп.
Воронка — впускная трубка с раструбом, обычно используемая в системах топливного впрыска.
Впрыск топлива — принудительная дозировка и подача топлива в двигатель с помощью механических или электромеханических средств; в настоящее время часто входит в состав многоцелевой системы управления двигателем.
Впуск — место входа, например впускной клапан или впускной канал.
Впуск-над-выпуском — расположение впускного клапана в головке, а выпускного — в блоке цилиндра.
Всасывание — впуск топливной смеси в двигатель, хотя правильнее использовать этот термин только применительно к впуску под воздействием атмосферного давления.
Всесезонное масло — масло, пригодное для использования в любое время года.
Вулканизация — ремонт шин посредством термообработки.
Выпрямитель — электрическое устройство, пропускающее ток только в одном направлении и, таким образом, преобразующее переменный ток в постоянный.
Высокое напряжение — высоковольтная вторичная электропроводка системы зажигания.
Выступ — выступающая часть кулачка.
Выхлоп — трубы, отводящие отработанные газы из двигателя, а также сами газы.
Газовая сварка — соединение материалов посредством нагрева пламенем горящих газов, обычно, кислорода и ацетилена.
Газонепроницаемое соединение — непроницаемый для газа уплотнитель или герметичное соединение, используемое, в частности, в соединении головки и блока цилиндра.
Гайка Найлок — гайка с нейлоновым вкладышем, не ослабевающая при вибрации.
Гайка Симмондса — предшественница гайки Найлок с фибровым вкладышем.
Галогенная лампа — лампа, в которой для яркости используется один из галогенов, например, йод.
Гаситель колебаний — приспособление, обычно гидравлическое (хотя когда-то повсеместно использовались фрикционные гасители колебаний), для сдерживания движения узлов относительно друг друга.
Гелевый слой — тонкий наружный отделочный слой для покрытия стеклопластиков.
Геликоидальные шестерни — зубчатые колеса со спиральными поверхностями сцепления.
Герметизирующий состав — материал, используемый для герметизации швов соединяющихся поверхностей.
Гистерезис — буквально означает запаздывание; применяющиеся в покрышках высоко-гистерезисные добавки (изобретение Эйвона) служат для улучшения сцепления резины с дорожным покрытием.
Гигрометр — прибор для определения влажности, используется для определения состояния впрыска в гоночных двигателях.
Гигроскопический — поглощающая воду субстанция, например, почти все виды тормозной жидкости.
Гидравлический — механизм, использующий поток или давление жидкости при прохождении через клапаны или отверстия, например, в тормозах или амортизаторах подвески мотоцикла.
Гидрометр — прибор для измерения удельной массы жидкости, например, для определения зарядки батарей.
Гидротрансформатор — использующая масло и вращающиеся лопасти гидродинамическая муфта, встречающаяся в некоторых автоматических трансмиссиях.
Гидуминий — название легкого сплава, который хорошо отливается и сохраняет прочность при высоких температурах.
Гильза — съемная вставка в цилиндрах; в цилиндрах из сплава обычно гильзы стальные.
Главный жиклер — основной жиклер в карбюраторе.
Главный цилиндр — резервуар и насос в рабочей части гидравлической системы.
Глушитель— часть выхлопной системы, призванная снизить шум от выхлопа.
Головка Херон — тип головки цилиндра с камерой сгорания, формирующейся не столько в головке, сколько на поверхности поршня, например, Morini.
Головка цилиндра — маковка двигателя; в двухтактных двигателях— это немногим более чем перевернутая металлическая посудина со свечей зажигания, а в четырехтактных — она оснащена клапанами и, часто, распредвалами.
Гонки на травяных треках — предвкушение аварии на овальном травяном кольце.
Гонки по льду — гонки по овальному ледяному треку на мотоциклах (типа мотоциклов для спидвея) с шипованными покрышками.
Гонки по песку — гонки по пляжам, часто в манере гонок по трассе спидвея.
Горизонтальный двухцилиндровый двигатель — двигатель с двумя оппозитно, под углом 180° расположенными цилиндрами, например BMW, Douglas.
Горизонтальный оппозитный двигатель — конфигурация двигателя с двумя оппозитно, под углом 180° расположенными цилиндрами, например BMW, Boxer, Honda Gold Wing.
Горшок — жаргонное название цилиндра.
ГП — сокращение от Гран При: название карбюратора Amal, для гоночных мотоциклов.
Гран При — мотоциклетные шоссейно-кольцевые гонки высшего разряда, зародившиеся во Франции в 1913 г., но получившие статус мирового первенства только в 1949 г.
Густая смазка — устойчивая смесь мыла и смазочного масла.
Двигатель Ванкеля — изобретенный Феликсом Ванкелем роторный двигатель, работающий в четырехтактном режиме, но без поршня.
Двигатель внутреннего сгорания — любой тепловой двигатель, вырабатывающий энергию внутри цилиндра, а не в отдельной камере.
V-образный двухцилиитровый двигатель прежде всего ассоциируется с легендарной маркой Harley-Davidson. Этот двигатель с двумя распредвалами был выпущен в 1998 г. и является последней разработкой этого любимого многими силовою агрегата.
Двигатель с длинным ходом — двигатель, в котором длина хода поршня превосходит диаметр цилиндра.
Двигатель с коротким ходом — двигатель, в котором длина хода поршня меньше диаметра цилиндра, как в большинстве современных двигателей.
Двухпоршневой двигатель — двухтактный двигатель с двумя поршнями и общей камерой сгорания.
Desmo (десмодромный) — клапанная система (применяемая на многих мотоциклах Ducati), закрытие клапана в которой обеспечивает не пружина, а кулачок.
Детонация — чрезмерно быстрое сгорание топлива в цилиндре двигателя, сопровождающееся металлическим стуком в цилиндре, неустойчивой работой двигателя.
Диагональная покрышка — покрышка с состоящим из двух или более расположенных под разными углами полос кордом — нечто среднее между слоистыми перекрестными и радиальными покрышками.
Диаметр цилиндра — диаметр внутренней полости цилиндра, в которой движется поршень.
Динамо (Динамо-машина) — простое устройство, преобразующее вращение вала в электричество; в современных мотоциклах практически не применяется.
Динамометр — прибор для измерения крутящего момента двигателя (из которого можно экстраполировать мощность).
Дисковый тормоз — тормоз, в котором прокладки из фрикционного материала прижимаются к вращающемуся диску
Длинная резьбовая часть — термин для обозначения 19-миллиметровой резьбовой части свечи зажигания.
Допуск — допустимое отклонение в размерах при изготовлении.
Дорожный просвет — расстояние между нижней подрессоренной точкой мотоцикла и дорогой.
Дробеструйная обработка — обработка деталей для удаления окалины или для их нагартовывания.
Дроссель — воздушная заслон ка в карбюраторных или инжекторных двигателях для обогащения топливной смеси при запуске не-прогретого двигателя; рычаг на рукоятке мотоцикла, открывающий воздушную заслонку.
Дуплексный — буквально означает двойной, применяется в отношении конструкции рамы, двухрядных цепей и т.п.
Жиклер — обычно маленькое прецизионное отверстие, через которое проходит топливо.
Жиклер холостого хода —вспомогательный жиклер в карбюраторе, впрыскивающий в цилиндр топливо при незначительном открытии дросселя.
Зажигание от калильной трубки — примитивная система зажигания с использованием раскаленной с помощью спиртовой горелки платиновой трубки.
Зазор — просгранство между двумя элементами, особенно, между контактами прерывателя и электродами свечей зажигания.
Зазор толкателя клапана — люфт холодного толкателя, допускающий его расширение при нагреве.
Зазубренный — с зубчатыми краями, например зазубренная шайба.
Заклепка — подвергающийся деформации металлический штифт, используемый для соединения двух элементов.
Запаздывание клапана — деструктивное состояние, при котором тарельчатый клапан движется со скоростью, которую его пружина не в состоянии контролировать.
Защитный чехол — гибкая защитная оболочка, например, подвески, и т.п.
Золотник Шредера — конструкция сердечника клапана для покрышек, используемого также в пневматических подвесках.
Зуб зубчатого колеса — выступ на зубчатом колесе, предназначенный для зацепления с соответствующим углублением на другом зубчатом колесе.
Зубчатый венец — в двигателях с продольным расположением коленчатого вала зубчатое соединение с мотором стартера.
Игла дросселя — коническая игла в карбюраторе, за счет подъема или опускания которой изменяется количество подаваемого топлива при не полностью открытом дросселе.
Иголка подшипника — опорный ролик, длина которого намного превосходит его диаметр.
Изохронный — равновременный, происходящий одновременно, например, двухтактный цикл впуска-выпуска.
Импорт, параллельный — мотоцикл, импортируемый в условиях открытой конкуренции с официальным импортом.
Импорт, серый — мотоцикл, импортируемый в страну, которая официально не импортирует эту модель.
Инерция — свойство тела сохранять движение при прекращении воздействия на него движущей силы.
Индекс — идентификационный номер машины (VIN), а также установочные данные по регулировке, например, схода-развала колеса или распределения зажигания.
Инжектор — сопло для впрыска топлива или масла в двигатель.
Инжекторный двигатель — двигатель с принудительным впрыском топлива (безкарбюраторный двигатель).
Искрогаситель — использующаяся в некоторых внедорожных мотоциклах деталь глушителя, призванная уменьшить риск возникновения пожара.
Исполнительный цилиндр — рабочий цилиндр тормозной системы.
Каденция — улучшение эффекта наполнения смесью и продувки цилиндра под действием волн давления.
Камера сгорания — пространство (обычно в головке цилиндра) в верхней мертвой точке над поршнем, в которой происходит воспламенение смеси.
Каналы — проходы в двигателе, например, впускной канал.
Карбюратор — обычно работающее на основе принципа Вентури устройство для смешивания в необходимых для сгорания пропорциях топлива и воздуха.
Карданный вал — вал конечного (главного) привода.
Картер — обычно разделенный на две части корпус, в котором находится коленчатый вал (а часто и коробка передач).
Катушка — электропроводные обмотки, преобразующие низковольтный ток в необходимый для свечей зажигания ток высокого напряжения.
Качающийся рычаг — закрепленный на оси элемент задней подвески, несущий колесо как свой свободный конец; если рычаг не односторонний, то правильнее его называть качающейся вилкой.
Квадратная четверка — конфигурация двигателя с двумя коленчатыми валами и четырьмя параллельными цилиндрами, расположенными по углам квадрата.
Кевлар — синтетическая (параарамидная) ткань, обладающая потрясающей прочностью на разрыв; используется в бронежилетах и в некоторых узлах мотоцикла.
Кикстартер — ножной рычаг для запуска двигателя.
Альфред Скотт, основатель компании Scott motorcycles, был одним из великих новаторов эпохи становления мотопромышленности. В 1910 г. он изобрел кикстартер, намного опередив свое время.
Киловатт — кВт, стандартная мера мощности; 1 кВт = 1,341 л.с.
Клапан — любое приспособление для регулирования потока.
Клапан с натриевым охлаждением — пустотелый клапан, содержащий тающий при рабочей температуре натрий, что способствует передаче тепла в менее нагретую часть клапана.
Клапанный механизм — распределительный механизм, распредвал (или распредвалы), толкатели, коромысла, клапаны и сопряженные детали в четырехтактном двигателе.
Коленчатый вал — цельнолитой или прессованный вал, вращение которого обеспечивает поступательное движение поршня вверх и вниз.
Колесная база — расстояние между осями переднего и заднего колеса.
Эта модель Х75 Hurricane марки Triumph имела типичный дли машин начала 1970-х гг. крейсерский дизайн. Мотоцикл был оснащен купленным у компании BSA двигателем.
Коллектор — разветвленная система труб для подвода смеси в двигатель или вывода газов из двигателя.
Колпачок свечи зажигания — колпачок, служащий для защиты свечи, а также как проводник высокого напряжения.
Компенсационная зарядка — непрерывная подзарядка аккумулятора малым током.
Коническая передача — передача под углом 90° с одного вала на другой с помощью конических шестерен.
Конический ролик — конусообразный роликоподшипник, подстраивающийся под радиальные и осевые нагрузки (подобные нагрузкам в рулевой колонке).
Контргайка — гайка, сильно затянутая поверх другой гайки и предотвращающая, таким образом, ее ослабление.
Контролер — присутствующий на контрольном участке официальный наблюдатель за ходом гонки.
Контрольный участок — часть трассы многодневных гонок, на которой можно заработать штрафные очки.
Конус — сужение, например, вала, на которое насаживается другая деталь.
Коренной подшипник — подшипник, используемый в механизме коленчатого вала.
Коромысло — поворачивающийся рычаг, передающий вращательное действие кулачка поступательному движению клапана.
Коэффициент заполнения объема — отношение действительной массы заряда, поступающего в двигатель, к той массе, которую цилиндр мог бы вместить при атмосферном давлении; в гоночных двигателях это отношение может превышать единицу.
Круг — полный круг гоночного трека.
Модель RS250 марки Aprilia была признана лучшим миниатюрным супербайком. Ее тормозная система и система управления были такими же, как у гоночных мотоциклов. Это была классическая конструкция спортивного мотоцикла.
Крутящий момент — скручивающее усилие, возникающее при вращении коленчатого вала.
Крышка распределительной коробки — крышка доступа к распределительному клапанному механизму.
Кубические сантиметры (см³) — общепринятая единица измерения объема двигателя; в Великобритании и США пользуются кубическими дюймами (1 куб. дюйм = 16,4 см³).
Кулачок-улитка — регулирующий цепь эксцентрик.
Кэйхин — японская марка карбюраторов.
Ламинарный поток — свойство жидкостей удерживаться на твердой поверхности и растекаться по поверхности; это свойство прослеживается в движении смеси по впускному каналу и в аэродинамике мотоцикла.
Легкий сплав — не точное наименование разнообразных алюминиевых сплавов.
Лепестковая шайба — шайба с усиками; разновидность стопорной шайбы, лепестки (усики) которой могут загибаться, стопоря гайку.
Локтит — фирменное название жидкости для предохранительной обработки резьбы, подшипников и т.п.
Локхид — фирменное название рабочей жидкости.
Магдино — узел, сочетающий в одном корпусе магнето и динамо.
Магнето — генератор искры зажигания, не нуждающийся в дополнительном источнике питания.
Магний — металл, который, будучи на 36 % легче алюминия, используется при литье некоторых узлов мотоцикла.
Манометр — прибор для измерения давления воздуха или масла.
Маршал — лицо, обеспечивающее безопасность проведения гонок.
Масло — натуральная (органическая) или синтетическая жидкость с хорошими смазочными свойствами.
Маслоотбойник — кольцо или диск, предотвращающий попадание масла на какой-то участок.
Масляная ванна — емкость с маслом, в которое погружена деталь.
Масляное охлаждение — охлаждение, при котором масло используется для аккумулирования тепла в двигателе и выноса его к охлаждающим поверхностям; притом, что во всех двигателях, в той или иной степени, используют масляное охлаждение, в моделях Судзуки серии GSX-R такое охлаждение использовалось в полном объеме.
Масляный дистиллят — минеральное масло без присадок.
Масляный насос — механическое устройство для нагнетания масла в двигатель.
Масляный радиатор — радиатор, содержащий в качестве охладителя не воду, а масло.
Масляный сальник — полуэластичное масляное уплотнение на валу.
Маховик — обычно смонтированное вместе с коленчатым валом, вращающееся массивное колесо, которое служит для накопления энергии и плавного отбора мощности.
Маятниковый клапан — свободно двигающийся взад и вперед клапан, часто используемый в телескопических вилках.
Мегафон — расширяющаяся камера в выхлопной системе четырехтактных двигателей, способная повышать мощность.
Международные шестидневные соревнования (гонки) — международные командные внедорожные соревнования эндуро.
Металастик — гибкий вкладыш, действующий как штырь и виброизолятор.
Металлизация — электролитическое осаждение металла на неоднородный материал в целях его защиты или украшения.
Микуни — японская компания по производству карбюраторов; начинала с производства по лицензии карбюраторов Amal.
Мокрая гильза — гильза цилиндра, напрямую охлаждаемая жидкостью.
Моноблок — карбюратор Amal с литым корпусом, объединяющим поплавковую камеру и смесительную камеру, а также любой карбюратор подобного типа.
Мопед — мотоцикл с педальной тягой.
Мотокросс — круговые гонки на мотоциклах по бездорожью.
Мотокросс Наций — ежегодный международный командный чемпионат по мотокроссу.
Гоночный мотоцикл конца 1930-х гг. с расположенным в головке распредвалом класса 250 см³ марки Benelli. Эта машина была частью успешной программы производства гоночных мотоциклов, которая была прервана из-за начала 2-й мировой войны.
Мощностной диапазон — диапазон оборотов, в котором двигатель развивает полезную мощность.
Муфта сцепления — устройство для передачи мощности от двигателя к коробке передач обычно с помощью фрикционных дисков.
Набегающий воздух — использование обращенных вперед воздухозаборников для наполнения воздухоприемника.
Нагнетатель — используемый в двигателях с наддувом воздушный насос (компрессор) с механическим приводом.
Наддув — использование в двигателе нагнетателя или турбонагнетателя.
Найлокэйбл — боуденовский трос с самосмазывающейся внутренней нейлоновой оболочкой.
Наколенник — скользкая накладка на кожаных брюках гонщика, позволяющая опираться на колено в повороте.
Направляющая — деталь, которая направляет, центрирует или позиционирует другую деталь, например, направляющая втулка клапана.
Направляющая колодка —тормозная колодка барабанного тормоза с поводковым кулачком на ее направляющей кромке.
Наружный маховик — помещенный вне картера маховик; наружный маховик может быть больших размеров и поэтому более эффективным даже при меньшем весе.
Насос-ускоритель — элемент карбюратора, способствующий обогащению топливной смеси при быстром открытии дросселя.
Натяжное устройство Веллера —саморегулирующееся подпружиненное натяжное устройство, подобное тому, что используется в кулачковых цепных передачах.
Не блочный двигатель — конструкция, в которой коробка передач располагается отдельно от двигателя.
Знаменигый одноцилиндровый двигатель Parilla с расположенным в головке распредвалом. Прототип двигателя был опробован в гонках в 1952 г. и в том же году появился на серийных машинах Parilla. Благодаря нему компания получила мгновенное признание.
Неподпружиненная масса — та часть колес, тормозов и подвески, которая находится с обращенной к дороге стороны пружины.
Неравномерная работа двигателя — беспорядочная работа двигателя на холостом ходу из-за неправильного смесеобразования.
Нержавеющая сталь — корозионно-стойкая сталь, часто немагнитная, содержащая около 25 процентов присадок, в частности, хрома.
Неэтилированный бензин — бензин, в котором для повышения октанового числа используется не тетраэтилсвинец, а другие ингредиенты.
Нижняя головка шатуна — проушина в нижней части шатуна и соответствующая ей шейка коленчатого вала.
Никазил — фирменное название тонкого твердого покрытия поверхности изготовленного из сплава цилиндра.
Нимоник — жаропрочный никелевый сплав, используемый в производстве выпускных клапанов.
Ниппон Гэйка Кайся (NGK) — японская компания по производству свечей зажигания.
Нитро-метан — обогащенное кислородом топливо с малой теплотворной способностью.
Ножное переключение — механизм переключения передач при помощи ножной педали (в ранних мотоциклах использовалось ручное переключение с помощью ручного рычага).
Нормальный сортамент проводов — общепринятая калибровка проводов, при которой более толстые провода имеют меньшие цифровые значения.
Обеднение смеси — уменьшение содержания топлива в топливно-воздушной смеси.
Обмотка — в соленоидах или генераторах витки проводов вокруг сердечника.
Обод — край колеса, на который надевается покрышка.
Обороты — число оборотов в минуту или скорость вращения вала или двигателя.
Обратные вилки — перевернутые вилки, в которых ползуны расположены не внизу, а вверху; теоретически они более жесткие и имеют меньшую неподрессоренную массу, чем обычные вилки.
Обратный ход — возвращение пружины в то состояние, в котором она была без нагрузки.
Односкатная крыша — рациональная форма камеры сгорания в многоклапанных головках.
Одометр — счетчик пройденного расстояния; обычно встраивается в спидометр.
Октановое число — оценка детонационной стойкости топлива; чем выше число, тем выше детонационная стойкость.
Опережение зажигания — промежуток времени, на которое искра зажигания опережает достижение поршнем верхней мертвой точки, необходимое в силу того, что процесс воспламенения занимает какое-то время, а не происходит мгновенно.
Оребрение — используемые для охлаждения выступы на цилиндре (иногда на картере,тормозных барабанах и т.п.).
Основной вал — вал в составе коробки передач.
Остров Мэн — остров в Ирландском море, на котором в 1905 г. впервые были разрешены мотоциклетные шоссейные гонки, а с 1907 г. ежегодно стали проводиться трековые мотогонки.
Патент — защита государством прав изобретателя.
Первичная цепь — цепь привода коленчатого вала на коробку передач.
Первичные шестерни — блок шестеренчатого привода коленчатого вала на коробку передач.
Передаточное число — соотношение скоростей вращения пары зубчатых колес или совокупность соотношений зубчатой передачи.
Переключение Сликшифт — механизм переключения передач в моделях Триумф 1950-х гг. с автоматическим выключением сцепления (не путать с современным гоночным механизмом переключения передач, отключающим зажигание в момент переключения).
Петройл — смесь бензина с маслом,используемая в некоторых двухтактных двигателях.
Пик — самая высокая точка, например, верхний край выступа кулачка, выхода мощности, оборотов и т.п.
Пик оборотов — безопасное максимальное число оборотов для определенного двигателя.
Пилигрим — тип простого двустороннего насоса с одним плунжером, применяемого для закачки и продувки.
Пластинчатый клапан — откидной клапан в двухтактной системе всасывания.
Пломбировочная проволока — используемая для закрепления изделий прочная проволока (изготавливается, обычно, из нержавеющей стали).
Плоская головка — головка цилиндра с плоской поверхностью камеры сгорания, подобно головкам двигателей с расположенными в блоке клапанами или верхнеклапанным головкам Heron.
Плоская пружина — пружина подвески, состоящая из одной или нескольких полос пружинной стали.
Поворотный клапан — поворачивающийся клапан, который по мере вращения открывает и закрывает проход газа.
Поддон — масляный поддон, масляный резервуар в картере некоторых двигателей.
Подножки — закрепленные неподвижно или откидывающиеся подставки для ног водителя или пассажира.
Подшипник скольжения — простой металлический подшипник (например, нижней головки шатуна или коренной), который эффективно подвешивает движущуюся деталь на тончайшей масляной пленке.
Подъем клапана — расстояние от седла, на которое поднимается тарельчатый клапан.
Подъемник клапана — механическое устройство, иногда автоматическое, для уменьшения компрессии во время запуска четырехтактного одноцилиндрового двигателя.
Модель 1R Fast Roadster марки Triumph была выпущена в 1922 г. Ее двигатель, получивший прозвище Riccy, был сконструирован специализировавшейся на доводке двигателей компании Ricardo & Со.
Ползун — движущаяся нижняя часть телескопической вилки.
Ползунок — движущийся в карбюраторе поршень, который не только открывает трубку Вентури, но и управляет потоком топлива через главный жиклер.
Поликарбонат — легкий упругий пластик, используемый в производстве мотоциклетных шлемов.
Политетрафторэтилен — часто использующийся в производстве вкладышей и втулок пластик с низким коэффициентом трения.
Полусферическая головка — использовавшаяся в старых двигателях головка цилиндра с камерой сгорания, имевшей форму полусферы.
Полюс — клемма аккумуляторной батареи для подсоединения проводов.
Полярность — положительная или отрицательная, в электрических соединениях.
Поплавок — плавучий предмет в карбюраторе, активирующий перекрывающий поступление бензина клапан.
Поршень — двигающийся внутри цилиндра плунжер.
Поршневой палец — трубка из тугоплавкой стали, соединяющая поршень с верхней головкой шатуна.
Поршневые кольца — пружинистые металлические обручи в пазах поршня, предназначенные для герметизации надпоршневого пространства или снятия масла с поверхности цилиндра.
Преждевременное зажигание — самопроизвольное воспламенение топливно-воздушной смеси до появления искры.
Прерыватель контактов — парные механически управляемые электрические контакты, которые вместе с катушками высокого напряжения подают ток к свечам зажигания.
Принцип Вентури — основной принцип работы карбюратора; проходящий через сужение газ создает парциальный вакуум, способный поднять жидкость (топливо) в трубку Вентури.
Припой — сплав на основе олова с низкой температурой плавления, используемый при пайке электрических схем.
Притертое соединение — лицевой шов, образованный в результате наложения одной поверхности на другую.
Прихват — сцепление деталей из-за неудовлетворительной смазки, например, прихват поршня в цилиндре.
Продувка — удаление отработанных газов из камеры сгорания.
Произвольный реверс — кратковременное, но часто неистовое обратное вращение двигателя во время запуска.
Прокладка — уплотнение между двумя поверхностями; может быть бумажной, металлической, композитной или пластмассовой.
Промежуточная шестерня — зубчатое колесо, которое вставляют между двумя другими зубчатыми колесами, чтобы не использовать шестерни более крупных размеров.
Промежуточный вал — установленный параллельно коленчатому валу вал коробки передач с отдельным блоком шестерен.
Проницаемость — взаимодействие густой смазки с поверхностью, жиропроницаемость; инфильтрирующее действие.
Проседание — степень провисания задней подвески у мотоцикла под действием нагрузки.
Протектор — часть покрышки, обеспечивающая сцепление с дорожным покрытием.
Проточное смазывание — применяемая обычно в двухтактных двигателях система смазки, при которой после попадания в рабочую часть двигателя масло вырабатывается.
Пружина — все, что обладает упругостью, поддается направленной силе, а затем дает обратный ход
Пружинный зажим — W-образный зажим крепления лампы в фаре.
Рабочий объем — часть объема цилиндра, в которой происходит движение поршня.
Радиальная покрышка — покрышка, состоящая из радиально расположенных слоев, что обеспечивает большую гибкость и лучшее схватывание с дорогой.
Радиальные клапаны — многоклапанная система, при которой клапаны расходятся радиально от центра головки цилиндра, а не располагаются параллельными парами.
Радиатор — устройство для рассеивания тепла по большой поверхности, используемое для охлаждения двигателя.
Разгон (ускорение) — интенсивность изменения скорости, обычно измеряемая во времени прохождения с места четверти мили (или чаще, ста метров).
Разовая прокладка — пластификатор, иногда затвердевающий, для герметизации соединяющихся поверхностей.
Раскосные вилки — состоящая из жестких лучей передняя подвеска, движение которой обеспечивается сочленениями с рулевой колонкой.
Расположенные в блоке клапаны — клапаны, расположенные не в головке, а в боковой части цилиндра, ниже камеры сгорания.
Распредвал (распределительный вал) — вал, обычно с несколькими кулачками, которые либо сами, либо с помощью какого-либо промежуточного механизма управляют процессом открытия клапанов.
Распределение массы — соотношение нагрузки на переднее и заднее колесо мотоцикла.
Распределительные шестерни — шестерни привода клапанного распределительного механизма.
Распределительный механизм — механизм установления момента открытия или закрытия клапана и угла опережения зажигания, выраженного в градусах угла поворота коленчатого вала или в расстоянии до верхней мертвой точки.
Рассверливание (расточка) — увеличение диаметра цилиндра под поршень большего размера.
Раструб — рупорообразная труба для улучшения притока воздуха в карбюратор.
Расширение — свойство почти всех материалов увеличиваться в размерах при нагреве.
Расширительная камера — выпуклая часть выпускной системы двухтактных двигателей, предназначенная для оптимизации выхлопа за счет разрежения и повышения эффективности работы двигателя.
Регулировочная шайба — твердая металлическая вставка заданной толщины, используемая для получения нужного просвета.
Регулятор тягового усилия — электронная система, сокращающая подачу мощности на ведущие колеса в случае их пробуксовки; в мотоциклах применяется редко.
Резьба Витворта — тип дюймовой резьбы с большим шагом.
Ременный привод — гибкий зубчатый ремень, передающий движение на заднее колесо(например, в современных мотоциклах Harley-Davidson) или служит приводом распредвалов (Ducati), или других узлов, типа турбонагнетателей; во многих первых машинах использовались обычные кожаные ремни в качестве конечной передачи.
Рефлектор — отражатель, полированная колба фонаря, фары.
Роликовый подшипник — подшипник с цилиндрическими роликами вместо шариков.
Роторный двигатель — двигатель Ванкеля.
Рулевая колонка — часть рамы, соединенная с передними вилками.
Рычаг — рукоятка, помогающая воспользоваться преимуществами механической конструкции, например, рычаг тормоза или сцепления.
Сайлент-блок — резинометаллическая втулка.
Сальник — соединение, обычно трубное, посредством соединительного материала или готового герметика.
Свеча зажигания — приспособление с двумя электродами, между которыми под воздействием высоковольтного тока образуется дуга, инициирующая сгорание.
Сегментная шпонка — полоска твердой стали в форме полумесяца, закрепляющая деталь на валу.
Седло клапана — вкладыш из твердого материала в алюминиевой головке цилиндра для посадки тарельчатого клапана при его закрытии.
Серебряный припой — припой с высоким содержанием серебра, обеспечивающий гораздо более прочное соединение, чем обычный оловянный припой.
Сетчатая штриховка — нанесение сетчатой штриховки на детали посредством механической прокатки.
Сиамские близнецы — спаренные трубы, часто используемые в выхлопных системах.
Синтетическое масло — масло, созданное на основе искусственных ингредиентов; синтетическим маслам могут быть приданы свойства, обеспечивающие их лучшую работоспособность и устойчивость.
Скользящий поршень — поршень с обрезанной для снижения веса и уменьшения трения юбкой.
Слик — гоночная покрышка без протектора.
Слоистая перекрестная покрышка — покрышка с перекрестно расположенными слоями корда.
Скрытая теплота — энергия, необходимая для перевода тела или вещества из одного агрегатного состояния в другой (из твердого в жидкое или из жидкого в пар); высокая скрытая теплота метанола способствует отличному охлаждению двигателя расположенными слоями кордов.
Смазка — любое вещество, используемое для уменьшения трения между поверхностями.
Смесь — подаваемая в двигатель топливно-воздушная смесь.
Смешанное расположение клапанов — система газораспределения, при которой впускной клапан расположен в головке, а выпускной в блоке цилиндра.
Собачка — фиксатор храпового колеса.
Соленоид — электрическое устройство, создающее магнитное поле, движущее стальной сердечник, который включает механизм.
Соревнования по подъему в гору — соревнования по скоростному подъему в гору со стартом с места.
Сочленение — обычно шарнирное соединение, подобное соединению в механизме переключения передач.
Спидометр — прибор для измерения скорости.
Стабилизатор головки — штанга, соединяющая головку цилиндра с рамой.
Стабилизатор напряжения — электронное устройство для поддержания нужного напряжения.
Стабилитрон — полупроводниковый регулятор электрического напряжения, способствующий утечке избыточного напряжения в сопряженный ребристый теплоотвод.
Статическое трение — трение покоя, изначальное сопротивление движению, особенно проявляющееся в подвесках.
Стекловолокно — тонкая стеклопряжа, спрессованная или сотканная в листы и обработанная композитными смолами.
Степень сжатия — соотношение объемов всего цилиндра и камеры сгорания от нижней до верхней мертвой точки.
Стехиометрическое отношение — теоретически рассчитанное на молекулярном уровне соотношение воздуха и топлива в смеси, в весовом отношении равное 15:1.
Стопор руля — упор в рулевом механизме, ограничивающий поворот руля.
Стопорная шайба — шайба, остающаяся в зафиксированном положении.
Стробоскоп — прибор, испускающий пульсирующие пучки света для регистрации вращающихся отметок и определения, таким образом, момента зажигания.
Стружка — остающиеся после токарной обработки мелкие частицы металла, могущие представлять серьезную угрозу целостности двигателя.
Стук поршня — воспринимаемый на слух контакт юбки поршня с поверхностью цилиндра, чаще всего в непрогретых или изношенных цилиндрах.
Ступица — центральная часть колеса.
Стяжной болт — болт, стягивающий части детали, например, хомута вилки.
Суппорт — элемент дискового тормоза, в котором один или более поршней прижимают фрикционные накладки к диску.
Сухой вес — вес мотоцикла без жидкости (топлива, масла и т.п.).
Сухой картер — в четырехтактных двигателях масло для смазки содержится не в картере, а в специальных баках.
Схождение колес — степень схождения траектории колеса коляски с траекторией колеса мотоцикла.
Сцепление — см. Муфта сцепления.
Счетчик оборотов — тахометр, прибор для измерения скорости вращения (об./мин.) двигателя.
Тарельчатый клапан — встречающийся иногда в двухтактных впускных каналах тип клапана с применением поворотного диска с окошком для пропуска потока.
Тахометр — счетчик оборотов.
Телескопические вилки — вилки, образованные парами труб, одна из которых скользит внутри другой.
Теплоотвод — обычно, металлическая масса для поглощения тепла, выделяемого другими деталями.
Термический КПД — отношение выходной мощности двигателя к потенциальной энергии потребляемого им топлива.
Термосифон — система водяного охлаждения, использующая конвекционную теплоотдачу.
Термостат — включатель, реагирующий на повышение температуры, в мотоциклах обычно открывает клапан системы водяного охлаждения.
Токарный станок — механический станок с закрепленным неподвижно резцом и вращающимся изделием.
Токосъемник — вращающаяся часть магнето, на которой расположены щетки.
Толкатель — стержень, использующийся для передачи движения, например от кулачка, к коромыслу или в механизме сцепления.
Толкатель клапана — деталь, размещающаяся между кулачком и клапаном с таким расчетом, что допускает регулирование клапанного зазора.
Тормоз с двумя прижимными колодками — тормоз с двумя поводковыми кулачками и поэтому с двумя прижимными колодками.
Торможение двигателем — тормозящее действие двигателя при закрытом дросселе.
Трансмиссия — общее название механизма привода от коленчатого вала до конечной передачи, включая сцепление и коробку передач.
Триал — мотоциклетные соревнования по преодолению внедорожных препятствий, в которых штрафные очки начисляются при снятии водителем ноги с подножки для опоры, падении или не прохождении препятствия.
Тройная цепь — трехрядная цепь, цепь с тремя параллельными рядами звеньев.
Трос — в мотоциклах это, как правило, боуденовский трос — твердый снаружи и гибкий внутри — для передачи линейного движения или вращения (например, трос сцепления).
Трубка Вентури — сужение в газовом проходе, в частности, в карбюраторе.
Турбонагнетатель — форсированный воздушный насос, в широком смысле нагнетатель, но работающий с очень высокой скоростью и использующий выхлопные газы, вместо механического привода.
Турбулентность — активное движение жидкостей (газов), в частности, впускных зарядов, способствующее более полному сгоранию.
Углеродистые отложения — накопление в двигателе нерастворимых в масле частиц.
Углеродное волокно — очень прочный и легкий композитный материал, который изготавливается из тонких волокон углерода, сплетенных и склеенных, например, эпоксидной смолой.
Универсальный шарнир —кардан, двойной вилочный шарнир карданного вала,обеспечивающий свободный ход вала при движении подвески.
Уплотнение — соединение, обычно трубное, посредством соединительного материала или готового герметика.
Уплотнительное кольцо — применяемое обычно в маслопроводах резиновое кольцо.
Уплотняющая втулка — резиновое кольцо, предотвращающее иссечение пропущенных в отверстие тросов управления и электропроводки.
Упорная шайба — шайба, испытывающая осевое давление.
Упорный подшипник — подшипник, рабочая поверхность которого принимает на себя осевое давление сопряженного вала.
Управление по центру ступицы — система рулевого управления, при которой ось движения колеса находится внутри ступицы.
Успокоитель отдачи — демпфер, препятствующий возвратному движению пружины при сжатии.
Установочный винт — болт с почти сплошной резьбой без плоской шляпки.
Участок перегрева — перегревающийся участок камеры сгорания, вызывающий непредусмотренное воспламенение; подобным образом часто воспламеняются отложения нагара.
Фосфористая бронза — медно-оловянный сплав, часто использующийся для изготовления вкладышей подшипников верхних головок шатунов.
Хлюпающая зона — зона головки цилиндра, с которой поршень, достигая верхней мертвой точки, почти соприкасается и вытеснением вызывает завихрение заряда.
Ход поршня — линейное движение поршня в цилиндре.
Хонингование — тонкая отделка поверхности посредством шлифовки для доведения высверленного отверстия до нужного размера, например до нужного диаметра цилиндра.
Хребет — основной элемент хребетной рамы.
Цапфа — вспомогательный шток нижней головки шатуна, используемый в радиальных, а также V-образных двухцилиндровых и двухпоршневых двигателях.
Цикл Отто — четырехтактный цикл.
Вскоре после выпуска в 1987 г. модель Honda CBR600F в шоссейно-кольцевых гонках в суперспортивной категории завоевала репутацию великолепного мотоцикла.
Цилиндр — цилиндрическая камера, в которой ходит поршень.
Чеки колец — маленькие металлические держатели, предотвращающие прокручивание поршневых колец, особенно в двухтактных двигателях.
Червячный привод — однонаправленный механизм, в котором происходит сцепление зубчатого колеса с винтообразной резьбой, как в приводе спидометра.
Четырехтактный двигатель — двигатель с рабочим циклом Оно (по имени изобретателя Николаса Оно), который предусматривает четыре хода поршня в одном рабочем такте.
Шаг — расстояние между двумя звеньями цепи или зубьями шестерни.
Шайба — обычно, размещающийся под гайкой или шляпкой болта металлический диск для предотвращения задирания стягиваемой поверхности, ослабления гайки или болта, или для уплотнения.
Шайба Гровера — стальная пружинная шайба в форме кольца с разрывом, предназначенная для надежного затягивания.
Шайба Теккерея — пружинная шайба с тремя витками.
Шатун — металлический шток, соединяющий поршень с коленчатым валом.
Широкополочный тавровый профиль — тавровый профиль в виде буквы Н.
Шейка — тщательно выточенная на станке часть вала, на которую насаживается подшипник (например, нижней головки шатуна).
Шланг — любой гибкий трубопровод, например, гидравлические тормозные шланги.
Шлифовальная паста — абразивная смесь карборундового порошка с маслом, применяемая для шлифовки клапанов и сопряженных поверхностей.
Шоррок — название роторных нагнетателей лопастного типа.
Шпиндель — закрепленный стержень, вокруг которого вращается другая деталь, например, шпиндель колеса.
Штифт — стержень с резьбой.
Штуцер — приспособление для обработки деталей и узлов густой смазкой.
Щеточный канатик — короткий проводник, подсоединенный к электрографитной считывающей щетке.
Щуп для замера зазоров — прецизионная полоска металла с разметкой, используемая для определения клапанных зазоров.
Электроэрозионная обработка — обработка для осторожного отделения твердых компонентов от мягких посредством их бомбардировки искрами оттока высокого напряжения.
Эндуро — многочасовые или многодневные внедорожные мотоциклетные гонки по неизвестному ранее маршруту.
Этилированный бензин — бензин с тетраэтилсвинцом, который является антидетонационной присадкой и нейротоксином.
Юбка — свисающая часть детали, например, у поршня ниже поршневого пальца.
S-образная труба — труба изогнутой формы, используется в соединении коляски с мотоциклом.
V-образный двигатель — двигатель, в котором оси цилиндров образуют букву V, а нижние головки шатунов расположены на одной шейке коленчатого вала. В таких часто используемых сочетаниях, как V8, цифра обозначает число цилиндров.