Примечание. Распределительные валы и коромысла можно снять, когда двигатель находится на раме.
Снятие
1. Снимаем клапанные крышки (см. раздел 8).
2. Если нижняя часть вашей модели закрывает крышку генератора, снимите ее (см. главу 8). Отвинтите торцевую крышку коленчатого вала и крышку для проверки метки ГРМ с крышки генератора (см. иллюстрацию). Используя подходящую головку на болте ротора генератора (см. иллюстрацию), проверните двигатель против часовой стрелки, чтобы он находился в ВМТ (Верхняя мертвая точка) от такта сжатия работаемого цилиндра. В ВМТ линия рядом с отметкой «FT» (если снять передний распредвал) или знак «RT» (если снять задний распредвал) должен совпадать с выемкой в смотровом отверстии (посмотреть иллюстрации), индексные линии на звездочке распределительного вала должны совпадать с верхней частью сопрягаемой поверхности головки блока цилиндров, а метка индикатора ВМТ на конце звездочки распределительного вала должна находиться вверху (см. иллюстрацию), и оба кулачка распределительного вала должны быть направлены вниз. Если нет, проверните двигатель против часовой стрелки на один полный оборот (360°) до тех пор, пока линия рядом с отметкой «FT» или «RT» снова не совпадет с выемкой — теперь все метки должны совместиться, как описано, указывая, что двигатель находится в положении TOC при сжатии.
9.2а. Снимите торцевую крышку коленчатого вала (A) и крышка проверки ГРМ (B)
9.2б. Проверните двигатель против часовой стрелки, используя головку на болте привода газораспределительного механизма...
9.2c...до линии рядом с отметкой FT...
9.2d...или метка RT совпадает с выемкой...
9.2e... и индексные строки (A) параллельны головке и выемке (B) лицом вверх (Держатель распределительного вала показан снятым для ясности)
3. На этом этапе измерьте величину выступа толстого клина в верхней части натяжителя цепи ГРМ (см. иллюстрацию). Если величина выступа превышает предел, указанный в начале главы, цепь кулачка необходимо заменить на новую (см. раздел 10). После измерения нажмите на толстый клин вниз с помощью отвертки и одновременно потяните тонкий клин плоскогубцами вверх и закрепите его на месте с помощью штифта диаметром 2 мм, вставленного в отверстие в клине (посмотреть иллюстрации).
9.3а. Измерьте величину, на которую толстый клин выступает над блоком натяжителя, как показано на рисунке
9.3б. Надавите на толстый клин вниз и вытащите тонкий клин...
9.3c...и вставьте булавку в отверстие...
9.3d...чтобы закрепить его на месте и таким образом снять натяжение
4. Отвинтите два болта крепления концевого держателя распределительного вала рядом со звездочкой цепи ГРМ и снимите держатель, отметив, с какой стороны он подходит (см. иллюстрацию). Снимите два дюбеля, если они ослабли.
9.4. Снимите концевой держатель распределительного вала и его штифты (со стрелкой) если свободно
5. Поверните двигатель на 360°против часовой стрелки, чтобы открыть нижний болт звездочки, и снимите его, затем верните двигатель в ВМТ на такте сжатия, повернув его еще на 360°против часовой стрелки, и снимите другой болт звездочки (см. иллюстрацию). Используйте головку на болте ротора генератора, чтобы остановить вращение двигателя, одновременно откручивая болты звездочки.
9.5. Проверните двигатель, как описано, чтобы получить доступ к болтам звездочки, и открутите их
Внимание: Не вращайте распределительный вал после того, как цепь распредвала была отсоединена, поскольку контакт клапана с поршнем может привести к повреждению. Коленчатый вал можно вращать, пока клапана закрыты или если распределительный вал снят.
6. Отверните болты и гайки крепления главного держателя распредвала (см. иллюстрацию). Равномерно ослабьте их крест-накрест, затем снимите держатель вместе с маслонаправляющей пластиной, отметив наличие шайб и расположение узла (посмотреть иллюстрации). Достаньте два дюбеля, если они ослаблены. Маркируйте каждый держатель в соответствии с его цилиндром (то есть спереди или сзади).
9.6а. Отвинтите болты (A), обращая внимание на масляную направляющую пластину и гайку (B)...
9.6b...обратив внимание на установленные шайбы...
9.6c...и снимите держатель, отметив, как он прилегает
7. Снимите звездочку с выступа на распределительном валу (см. иллюстрацию). Снимите распределительный вал, затем снимите цепь распредвала со звездочки и снимите звездочку (см. иллюстрацию). Подвяжите цепь кулачков, чтобы она не упала в картер, и не позволяйте ей провисать, так как она может застрять между звездочкой коленчатого вала и картером. Накройте верхнюю часть головки блока цилиндров тряпкой, чтобы ничего не упало в двигатель. Пометьте каждый распределительный вал и звездочку в соответствии с его цилиндром (то есть спереди или сзади). На большинстве моделей распределительные валы имеют обозначение цилиндра, уже отмеченное на конце вала со звездочкой: «F» для переднего цилиндра и «R» для заднего, хотя на XL600V-H и J (1987 и 1988 годы) моделирует более толстую секцию распределительного вала. Используется для обозначения вала переднего цилиндра. Убедитесь, что отметки видны, и при необходимости сделайте свои собственные). Обратите внимание на метку «IN» на звездочке, которая при установке должна быть обращена внутрь.
9.7а. Снимаем звездочку и снимаем распредвал...
9.7b...затем отсоедините цепь и снимите звездочку
8. При необходимости извлеките оси коромысла из держателя распределительного вала, выковырив их отверткой (см. иллюстрацию). Если валы снимаются с трудом, поверните их с помощью отвертки в пазе на конце, а затем вытащите. Снимите коромысла и их волнистые шайбы, отметив, как они подходят (см. иллюстрацию). Пометьте каждый вал и коромысло в соответствии с их положением (т.е. передний или задний цилиндр, впускной или выпускной клапан), и/или установите каждый коромысл обратно на вал в исходное положение вместе с шайбами.
9.8а. Вынуть валы...
9.8б...и снимите коромысла, учитывая волнистые шайбы
Примечание. Прежде чем заменять распределительные валы или головку блока цилиндров и держатели распределительных валов из-за повреждений, обратитесь в местные механические мастерские, специализирующиеся на ремонте мотоциклов. Что касается распределительных валов, то кулачки кулачков можно приварить, перешлифовать и закалить, что обходится гораздо дешевле, чем стоимость нового распределительного вала. Если опорные поверхности головки блока цилиндров повреждены, их можно расточить для установки вкладышей подшипников. Из-за стоимости новой головки блока цилиндров рекомендуется изучить все варианты.
9. Осмотрите опорные поверхности держателей распределительных валов и головки блока цилиндров и соответствующие шейки на распределительных валах. Ищите потертости, глубокие царапины и следы сколов (изрытый внешний вид). Заглушите масляные каналы на предмет засорения.
10. Проверьте кулачки распределительного вала на предмет изменения цвета при нагревании (синий внешний вид), царапины, сколы, плоские места и сколы. Измерьте высоту каждого лепестка микрометром и сравните результаты с минимальной высотой, указанной в этом документе Спецификации главы (см. иллюстрацию). При обнаружении повреждений или чрезмерном износе распределительный вал необходимо заменить на новый.
9.10. Измерьте микрометром высоту каждого кулачка распределительного вала
11. Проверьте величину биения распределительного вала, подперев каждый конец V-образными блоками и измерив любое биение с помощью индикатора часового типа. Если биение превышает указанный предел, распределительный вал необходимо заменить на новый.
12. Далее проверьте масляные зазоры в шейках распределительного вала. Очистите распределительный вал и опорные поверхности в головке блока цилиндров и держателях распределительного вала чистой безворсовой тканью, затем положите распределительный вал на правильное место в головке кулачками вниз (см. шаг 7) - нет необходимости устанавливать звездочки или коромысла (если удалить).
13. Нарежьте полоски Plastigauge и положите по одной полоске на каждую шейку подшипника параллельно осевой линии распределительного вала, следя за тем, чтобы ни одна из них не закрывала масляное отверстие. Убедитесь, что штифты держателей распределительного вала установлены и подходят к держателям (см. иллюстрации 9.28a и 9.4). Убедившись, что распределительные валы вообще не вращаются, установите болты и гайки держателей с любыми шайбами и затяните их равномерно и понемногу в крест-накрест с моментами затяжки, указанными в начале руководства Глава (см. рисунок 9.6a).
14. Теперь равномерно, понемногу, в крест-накрест открутите болты и гайки и осторожно снимите держатели, еще раз убедившись, что распредвал не проворачивается.
15. Для определения масляного зазора сравните измельченный Plastigauge (в самом широком месте) на каждом журнале в соответствии со шкалой, напечатанной на контейнере Plastigauge.
16. Сравните результаты с этим Спецификации главы. Если масляный зазор больше указанного, измерьте микрометром диаметр опорной шейки распределительного вала. Если масло соответствует техническим характеристикам, замените головку блока цилиндров и держатели кулачков новыми компонентами. Если диаметр цилиндра меньше указанного предела, замените распределительный вал новым и еще раз проверьте зазор. Если зазор по-прежнему слишком велик, замените также головку блока цилиндров и держатели кулачков. Прежде чем заменять изношенные детали новыми, обратите внимание на информацию, содержащуюся в примечании перед шагом 9.
17. За исключением случаев масляного голодания, цепь ГРМ изнашивается очень мало. Если цепь сильно растянулась, что затрудняет поддержание должного натяжения, ее необходимо заменить на новую (см. раздел 10).
18. Проверьте звездочку на наличие трещин и других повреждений, при необходимости замените ее новой. Обратите внимание: если установлена новая звездочка, необходимо также установить новую цепь кулачка. Если звездочки изношены, изнашивается и цепь ГРМ, а также звездочка на коленчатом валу (исправить это можно только заменой коленвала). Если очевиден столь серьезный износ, необходимо разобрать весь двигатель для проверки.
19. При наличии продуть сжатым воздухом масляные каналы в коромыслах и держателе распределительного вала. Осмотрите точки контакта коромысла на предмет точечной коррозии, сколов, задиров, трещин и неровностей. Если коромысла повреждены, их необходимо заменить вместе с валами в комплекте.
20. Проверьте состояние волнистых шайб и замените их, если они повреждены или изношены.
21. Измерьте диаметр осей коромысел в зоне контакта с коромыслами (см. иллюстрацию). Также измерьте внутренний диаметр отверстий коромысел (см. иллюстрацию). Сравните измерения со спецификациями, указанными в начале Глава. Если какие-либо компоненты изношены сверх допустимого предела, замените все валы и рычаги в комплекте.
9.21а. Измерьте диаметр вала...
9.21б...и внутренний диаметр отверстия
Установка
22. Если они были сняты, смажьте контактные поверхности каждого коромысла смазкой с дисульфидом молибдена. затем установите рычаги и их волнистые шайбы в держатель распределительного вала, убедившись, что они вернулись в исходное положение (см. иллюстрацию). Волнистые шайбы устанавливаются на внутренней стороне коромысел впускных клапанов, на левой стороне коромысел выпускного переднего цилиндра и на правой стороне выпускного рычага заднего цилиндра. рядом с треугольной отметкой на держателе (см. иллюстрацию).
9.22а. Найдите рычаги и установите волнистые шайбы...
9.22b …проверьте, что они расположены правильно
23. Нанесите смазку с дисульфидом молибдена на оси коромысел, затем вставьте валы в держатель распределительных валов, убедившись, что они установлены в исходное положение и проходят через коромысла и волнистые шайбы (см. иллюстрацию). Расположите валы так, чтобы канавки на концах валов были вертикальными, а отверстия в валах совпадали с отверстиями в чашечке держателя распределительного вала (см. иллюстрацию). Убедитесь, что рычаги свободно перемещаются на валах.
9.23а. Вставьте вал, выравнивая рычаг, как вы это делаете...
9.23b...и совместите вырез на валу (A) с отверстием для болта (B)
24. Если был снят только передний распределительный вал, установите коленчатый вал в ВМТ такта сжатия заднего цилиндра (см. шаг 2), затем поверните коленчатый вал против часовой стрелки на 488° (в этот момент метка «FT» на роторе совпадет с выемкой в смотровом отверстии). При этом передний цилиндр окажется в ВМТ, и можно будет установить передний распределительный вал. Если был снят только задний распределительный вал, установите коленчатый вал в ВМТ такта сжатия переднего цилиндра (см. шаг 2), затем поверните коленчатый вал против часовой стрелки на 232° (в этот момент метка «RT» на роторе совпадет с выемкой в смотровом отверстии). При этом задний цилиндр оказывается в ВМТ. и можно установить задний распредвал. Если оба распределительных вала были сняты, сначала установите передний, расположив коленчатый вал так, чтобы метка «FT» на роторе совпала с выемкой в смотровом отверстии, затем поверните коленчатый вал против часовой стрелки на 232° (в этот момент метка «RT» на роторе совместится с выемкой в смотровом отверстии). При этом задний цилиндр окажется в ВМТ такта сжатия, и можно будет установить задний распределительный вал.
Внимание: при вращении коленчатого вала держите цепи кулачков натянутыми.
25. Убедитесь, что цепь кулачка зацеплена за зубья нижней звездочки на коленчатом валу и что коленчатый вал расположен, как описано в шаге 24. Нанесите на шейки распределительного вала смазку с дисульфидом молибдена. Расположите звездочку распределительного вала так, чтобы метка «IN» на звездочке была обращена внутрь, указательные линии на звездочке совместились с сопрягаемой поверхностью головки блока цилиндров, а ее монтажные отверстия располагались сверху и снизу (см. иллюстрацию). Удерживая переднюю часть цепи распредвала натянутой, зацепите цепь за зубья звездочки распредвала (см. рисунок 9.7b). Установите правильный распределительный вал для обрабатываемого цилиндра; тот, у которого более толстая средняя часть (Модели XL600V-H и J) или с маркировкой «F» (все остальные модели) предназначен для переднего цилиндра, тот, у которого нет более толстой секции и с маркировкой «R», предназначен для заднего цилиндра. Установите звездочку на распределительный вал и совместите отверстия под болты (см. рисунок 9.7a), и расположите его так, чтобы выемка индикатора ВМТ на конце звездочки распределительного вала была направлена вверх (см. рисунок 9.2e) и кулачки кулачка обращены вниз (см. иллюстрацию). Затягивайте болт верхней звездочки только вручную (см. рисунок 9.5). Убедитесь, что цепь натянута в передней части двигателя, нет провисания между звездочкой коленчатого вала и звездочкой распределительного вала, и что все метки по-прежнему правильно совмещены (см. шаг 2). Если провисание очевидно, переместите цепь вокруг звездочки, чтобы устранить провисание (см. иллюстрацию). Любое провисание цепи должно находиться в той части цепи, которая находится в задней части цилиндра, чтобы затем ее уловил натяжитель.
9.25а. Убедитесь, что метка IN обращена внутрь
9.25б. Расположите распределительный вал так, чтобы его кулачки были направлены вниз, как показано на рисунке
9.25в. При необходимости наденьте цепь на звездочку
26. Прежде чем продолжить, убедитесь, что все выровнено, как описано в шаге 2. В противном случае фазы газораспределения будут неточными, и при проворачивании двигателя клапаны будут соприкасаться с поршнем.
27. Нанесите подходящий состав для фиксации резьбы на резьбу болта звездочки распределительного вала, затем затяните верхний болт с указанным моментом затяжки, используя головку на болте ротора генератора, чтобы при необходимости остановить вращение двигателя (см. иллюстрацию). Поверните коленчатый вал против часовой стрелки на 360°, чтобы открыть болт нижней звездочки, и затяните его до заданного крутящего момента, затем верните двигатель в ВМТ на такте сжатия цилиндра, над которым ведется работа, снова повернув его против часовой стрелки на 360.
9.27. Нанесите фиксирующий состав на болты звездочки и затяните их указанным моментом
28. Если сняты, установите штифты держателя главного распределительного вала в головку блока цилиндров или держатель (см. иллюстрацию), затем установите держатель, убедившись, что он расположен правильно и правильно сидит (см. рисунок 9.6c). Установите масляную направляющую пластину на держатель холостого хода так, чтобы ее направляющая была обращена к впускным клапанам (см. иллюстрацию), затем установите болты и гайки держателя с любыми шайбами, при необходимости используя новые, и затяните их равномерно и понемногу крест-накрест до момента затяжки, указанного в начале руководства Глава (см. рисунок 9.6a).
9.28а. Убедитесь, что дюбели (со стрелкой) установлены и держатель расположен правильно
9.28б. Закрепите маслонаправляющую пластину болтами
29. Прежде чем продолжить, еще раз проверьте, чтобы все было выровнено, как описано в шаге 2. Если это не так, фазы газораспределения будут неточными, и клапаны будут соприкасаться с поршнем при проворачивании двигателя.
30. Если сняты, установите штифты концевого держателя распределительного вала в головку блока цилиндров (см. рисунок 9.4). Установите держатель, убедившись, что его плоская поверхность обращена внутрь и правильно сидит на дюбелях. Установите болты держателя и равномерно затяните их с указанным моментом затяжки.
31. Затянув оба держателя, убедитесь, что метки газораспределения по-прежнему совпадают (см. шаг 2). Убедитесь, что каждый распределительный вал может свободно вращаться, повернув его на несколько градусов в каждом направлении с помощью подходящей головки на болте ротора генератора. Смажьте кулачки распределительного вала смесью моторного масла и смазки с дисульфидом молибдена.
32. Удалите штифт 2 мм, крепящий тонкий клин на натяжителе цепи ГРМ – натяжитель автоматически установится (см. рисунок 9.3c).
33. Проверните двигатель против часовой стрелки на 720 градусов и еще раз проверьте правильность фаз газораспределения для обоих цилиндров (см. шаг 2).
34 Проверка зазоров клапанов (Глава 1) и отрегулируйте при необходимости.
35. Установите наконечник коленчатого вала и крышку привода ГРМ, при необходимости используя новые уплотнительные кольца, и смажьте уплотнительные кольца чистым маслом (см. иллюстрацию). Нанесите на резьбу колпачков смазку с дисульфидом молибдена и надежно затяните их.
9.35. Смажьте резьбу крышки смазкой и при необходимости установите новые уплотнительные кольца
36. Установите клапанную крышку (см. раздел 8).
37. Проверьте уровень моторного масла и при необходимости долейте (см. главу 1).