Внимание: двигатель очень тяжелый. Снятие и установку двигателя следует производить с участием как минимум одного помощника; падение или падение двигателя может привести к травмам или повреждению имущества. Для поддержки и опускания или подъема двигателя следует использовать гидравлический или механический напольный домкрат, если он доступен.
Снятие
1. Установите мотоцикл на центральную подставку, если она имеется, или надежно закрепите его в вертикальном положении с помощью вспомогательной подставки. Не используйте подставку, которая крепится к шарнирам маятника, поскольку маятник необходимо снять. Работу можно облегчить, подняв машину на подходящую рабочую высоту с помощью гидравлического пандуса или подходящей платформы. Убедитесь, что мотоцикл надежно закреплен и не опрокинется.
2. Если двигатель загрязнен, особенно вокруг его креплений, тщательно вымойте его перед началом любых серьезных работ по разборке. Это значительно облегчит работу и исключит возможность попадания налипших комков грязи в какой-либо жизненно важный компонент.
3. Снимите сиденье и боковые панели (см. главу 8). Отсоедините отрицательный (-) провод аккумулятора (см. главу 9).
4. Снимите боковые панели обтекателя (XL600V и XRV750) или обтекатель (XLI550V), защиту от камней и защитный щиток (см. главу 8).
5. Слейте моторное масло и снимите масляный фильтр (см. Главу 1).
6. Слейте охлаждающую жидкость (см. Главу 1).
7. Снимите топливный бак (см. Главу 4)
8. Снимите карбюраторы (см. Главу 4). Заткните впускные коллекторы двигателя чистой тряпкой. На моделях XL650V снимите клапан управления системой PAIR, отсоединив его шланги от двигателя, а не сам клапан (см. Главу 4).
9. На моделях XL снимите гудок (см. главу 9).
10. Снимите радиаторы вместе со шлангами (т.е. отсоедините шланги от двигателя и водяного насоса вместо радиатора) (см. Главу 3). Также отсоедините и снимите шланг между водяным насосом и впускным штуцером на двигателе. На моделях XRV750 также снимите масляный радиатор (см. раздел 7).
11. Снимите переднюю звездочку (см. главу 6).
12. Снимите высоковольтные катушки зажигания (см. главу 5).
13. Снимите выхлопную систему (Глава 4).
14. Оттяните резиновый чехол, закрывающий клемму стартера, затем открутите гайку и отсоедините провод (см. рисунок). Также открутите соответствующий крепежный болт, чтобы отсоединить кабель заземления.

5.14. Отсоедините провод стартера (A) и провод заземления (B)
15. Отсоедините трос сцепления от рычага выключения на крышке сцепления (см. раздел 19). Освободите трос из направляющих и закрепите его вдали от двигателя, запомнив его прокладку.
16. Проследите проводку генератора импульсов зажигания и отсоедините ее от разъема - на моделях XL он выходит из передней части крышки сцепления с правой стороны двигателя, а на моделях XRV - из крышки генератора с левой стороны. Соберите проводку между цилиндрами, чтобы она не мешала снятию двигателя.
17. Снимите разъем проводки нейтрального переключателя (см. рисунок). Оттяните резиновый чехол на переключателе давления масла, затем открутите винт, крепящий разъем проводки к переключателю (см. рисунок). Освободите проводку от любых зажимов или направляющих и закрепите ее вдали от двигателя, отметив ее маршрут. Если вы предпочитаете оставить проводку подключенной к переключателям, проведите ее до главного разъема и отсоедините его, затем верните проводку обратно и сверните ее между цилиндрами. Также проверьте прокладку проводки выключателя боковой подножки (от выключателя до его разъема). Если (как на некоторых моделях) она проложена вместе с проводами выключателя нейтрали и выключателя давления масла, то вам необходимо освободить ее от всех зажимов и направляющих, которые крепят ее к двигателю, и расположить ее в свободном положении. Если (как на большинстве моделей) он проложен в стороне от двигателя вдоль трубы рамы, то его можно не трогать.

5.17а. Отсоедините разъем проводки нейтрального выключателя...

5.17b...и разъем электропроводки датчика давления масла
18. Проследите проводку генератора от крышки с левой стороны двигателя и отсоедините ее от разъема, затем сверните проводку между цилиндрами так, чтобы она не мешала снятию двигателя. Обратите внимание, что на моделях XL600V вам придется открутить болты корпуса воздушного фильтра, обращая внимание на хомуты, и отодвинуть корпус назад, чтобы разъем электропроводки прошел между ним и рамой (см. иллюстрацию). На моделях XL600V также открутите болты бачка охлаждающей жидкости и сместите его назад так, чтобы он был свободен от двигателя — нет необходимости отсоединять шланги (см. иллюстрацию).

5.18а. Обратите внимание на хомуты, оснащенные болтами корпуса воздушного фильтра

5.18b. Болты крепления бачка охлаждающей жидкости (указаны стрелками)
19. На моделях XL650V и XRV750 снимите педаль заднего тормоза (см. главу 7).
20. На моделях XL600V и XRV750-L–N (1990–1992 гг.) открутите болты, крепящие поперечину рамы, отметив, в каком направлении она устанавливается, а также заземляющие провода, закрепленные одним болтом (см. рисунок).

5.20. Открутите болты (указаны стрелками) и снимите часть рамы, обращая внимание на провода заземления - показан XL600V
21. Поскольку болт шарнира маятника также является одним из болтов крепления двигателя, снятие маятника означает, что он не будет мешать процессу маневрирования двигателя внутри рамы. Альтернативой является смещение маятника назад как можно дальше после снятия болта. Двигатель и маятник не остаются плотно закрепленными в раме после откручивания гайки, и величина создаваемого помехи не так уж велика, поэтому принимайте решение с учетом объема имеющейся у вас помощи, количества времени, которое у вас есть на выполнение дополнительной работы, и вашего опыта механика. Чтобы снять маятник, см. Главу 6; в противном случае следуйте приведенной ниже процедуре для вашей модели, чтобы снять болт крепления оси маятника/двигателя.
22. На этом этапе установите гидравлический или механический домкрат под двигатель, установив между головкой домкрата и поддоном картера деревянный брусок. Убедитесь, что домкрат расположен по центру, чтобы двигатель не опрокинулся в какую-либо сторону при снятии последнего крепежного болта. Поднимите домкрат так, чтобы он принял на себя вес двигателя, но убедитесь, что он не поднимает мотоцикл и не принимает на себя его вес. Идея состоит в том, чтобы поддержать двигатель таким образом, чтобы не было давления на крепежные болты после их ослабления, и их можно было бы легко вынуть. Обратите внимание, что может потребоваться регулировка домкрата, поскольку некоторые болты снимаются для снятия нагрузки, передаваемой на другие болты. Также положите тряпки между двигателем и рамой, чтобы защитить лакокрасочное покрытие, поскольку некоторый контакт между ними неизбежен. После снятия любого крепежного болта установите на болт все проставки и/или кронштейны, которые идут в комплекте с ним, в правильном порядке и направлении, затем навинтите гайку на конец болта — это гарантирует, что впоследствии все можно будет легко собрать, и ни один кронштейн или проставка не будут установлены неправильно или в неправильном месте. В случае использования сквозных болтов также обратите внимание на то, с какой стороны мотоцикла они входят.
Модели XL600V
23. Если маятник не был снят, снимите колпачок с каждого конца шарнира маятника/заднего крепежного болта, затем ослабьте гайку (см. рисунок). Также ослабьте гайку нижнего переднего крепежного болта (см. рисунок).

5.23а. Снимите крышку шарнира, затем ослабьте гайку (указана стрелкой)

5.23b. Гайка нижнего переднего болта крепления (A), гайка верхнего переднего болта крепления (B)
24. Открутите два болта, крепящих боковую панель обтекателя и опорную деталь днища, и снимите ее, отметив, как она установлена (см. рисунок). Открутите гайку на верхнем переднем болте крепления двигателя (см. рисунок 5.23b) и выньте болт (см. рисунок). Открутите гайки на верхних передних болтах кронштейна крепления, затем выньте болты и снимите кронштейны, отметив, как они установлены (см. рисунки).

5.24а. Открутите болты (указаны стрелками) и снимите опорную деталь

5.24b. Выньте верхний передний болт крепления

5.24c. Открутите гайки и снимите правый кронштейн...

5.24d...затем выверните болты и снимите левую часть, отметив, как установлены все компоненты
25. Убедитесь, что двигатель надежно закреплен на домкрате. Если маятник не был снят, открутите гайку на шарнире маятника/заднем болте крепления. Выньте болт крепления оси маятника/заднего крепления, затем отодвиньте маятник назад так, чтобы он не касался двигателя (см. рисунки).

5.25а. Открутить гайку...

5.25b...и снимите болт крепления оси маятника/заднего крепления
26. Проверьте, что вся проводка, кабели и шланги находятся на безопасном расстоянии от двигателя, что двигатель по-прежнему правильно поддерживается домкратом, и что ваш помощник готов. Открутите гайку на нижнем переднем крепежном болте, затем выньте болт и снимите распорку, которая устанавливается между правым кронштейном рамы и двигателем (см. иллюстрации). Переместите заднюю часть двигателя вправо и отсоедините приводную цепь от выходного вала трансмиссии и вала переключения передач (см. иллюстрации). Поднимите переднюю часть двигателя так, чтобы передний цилиндр был поднят, затем наклоните его влево и вытащите двигатель с левой стороны, убедившись, что поддон не задевал трубу рамы, чтобы не поцарапать ее (см. иллюстрации).

5.26а. Открутить гайку, вынуть болт и снять распорную втулку

5.26б. Отсоедините приводную цепь от вала...

5.26c... и осторожно вытащите двигатель из рамы
Модели XL650V
27. Если маятник не был снят, снимите колпачок с каждого конца шарнира маятника/заднего крепежного болта, затем ослабьте гайку. Также ослабьте гайку нижнего переднего крепежного болта.
28. Открутите два болта, крепящих боковую панель обтекателя и опорную деталь днища, и снимите ее, отметив, как она установлена. Открутите гайку на верхнем переднем болте крепления двигателя, затем выньте болт и снимите распорки, которые устанавливаются между кронштейнами и двигателем. Открутите гайки на болтах кронштейна, затем выньте болты и снимите кронштейны, отметив, как они установлены.
29. Убедитесь, что двигатель надежно закреплен на домкрате. Если маятник не был снят, открутите гайку на шарнире маятника/заднем болте крепления. Выньте болт крепления оси маятника/заднего крепления, затем отодвиньте маятник назад так, чтобы он не касался двигателя.
30. Проверьте, что вся проводка, кабели и шланги находятся на безопасном расстоянии от двигателя, что двигатель по-прежнему правильно поддерживается домкратом, и что ваш помощник готов. Открутите гайку на нижнем переднем крепежном болте, затем выньте болт и снимите распорку, которая устанавливается между правым кронштейном рамы и двигателем. Переместите заднюю часть двигателя вправо и отсоедините приводную цепь от выходного вала коробки передач и вала переключения передач. Поднимите переднюю часть двигателя так, чтобы передний цилиндр оказался приподнятым, затем наклоните его вправо и вытащите двигатель с правой стороны, убедившись, что поддон картера не касается трубы рамы, чтобы не поцарапать ее.
Модели XRV75O-L - N (1990 - 1992)
31. Если маятник не был снят, снимите колпачок с каждого конца шарнира маятника/заднего крепежного болта, затем ослабьте гайку.
32. Открутите два болта, крепящих боковую панель обтекателя и опорную деталь топливного бака, и снимите ее, отметив, как она установлена.
33. Открутите четыре болта, крепящие передний кронштейн головки блока цилиндров между двигателем и рамой, и снимите его, обратив внимание на проставку, установленную на внешнем болте.
34. Открутите гайку на верхнем переднем болте крепления двигателя, затем выньте болт и снимите кронштейны опорной детали обтекателя, отметив, как они установлены. Открутите гайки и выньте болты, крепящие верхние передние кронштейны, и снимите их, отметив, как они установлены.
35. Открутите гайку на нижнем переднем крепежном болте, затем выньте болт и снимите распорную втулку, которая устанавливается между правым кронштейном и двигателем. Открутите два болта, крепящих каждый нижний передний кронштейн болта крепления, и снимите их, отметив, как они установлены.
36. Убедитесь, что двигатель надежно закреплен на домкрате. Открутите гайку на верхнем заднем крепежном болте, затем выньте болт и снимите распорки, которые устанавливаются между рамой и двигателем, отмечая, какие из них куда подходят. Открутите гайки и выньте болты, крепящие верхний задний кронштейн болта крепления с правой стороны, и снимите его, отметив, как он установлен.
37. Если маятник не был снят, открутите гайку на шарнире маятника/заднем болте крепления. Выньте болт крепления оси маятника/заднего крепления, затем отодвиньте маятник назад так, чтобы он не касался двигателя.
38 Проверьте, что вся проводка, кабели и шланги находятся на безопасном расстоянии от двигателя, что двигатель по-прежнему правильно поддерживается домкратом, и что ваш помощник готов. Переместите заднюю часть двигателя вправо и отсоедините приводную цепь от выходного вала трансмиссии и вала переключения передач. Поднимите переднюю часть двигателя так, чтобы передний цилиндр оказался приподнятым, затем наклоните его вправо и вытащите двигатель с правой стороны, убедившись, что поддон картера не касается трубы рамы, чтобы не поцарапать ее.
Модели XRV750-P и новее (с 1993 г.)
39. Если маятник не был снят, снимите колпачок с каждого конца шарнира маятника/заднего крепежного болта, затем ослабьте гайку.
40. Открутите четыре болта, крепящие передний кронштейн головки блока цилиндров между двигателем и рамой, и снимите его, обратив внимание на проставки, установленные на нижних болтах.
41. Открутите гайку на нижнем переднем крепежном болте, затем выньте болт и снимите распорную втулку, которая устанавливается между правым кронштейном и двигателем.
42. Открутите четыре болта, крепящие нижнюю часть рамы с правой стороны, и снимите ее, отметив, как она установлена — на задних болтах есть гайки, которые необходимо будет удерживать.
43. Открутите два болта, крепящих нижний передний кронштейн болта крепления с левой стороны, и снимите его, отметив, как он установлен.
44. Открутите гайку на верхнем заднем болте крепления, затем выньте болт и снимите распорки, которые вставляются между рамой и двигателем, отмечая, что куда вставляется (см. иллюстрации). Открутите гайки и выньте болты, крепящие кронштейн верхнего заднего болта крепления с правой стороны, и снимите его. отмечая, как это вписывается.

5.44а. Открутите гайку (А), отметив проставку (В). Болты кронштейна (С)

5.44b. Выньте болт, обратите внимание на распорную втулку (указана стрелкой)
45. Убедитесь, что двигатель надежно закреплен на домкрате. Открутите гайку на верхнем переднем болте крепления двигателя и снимите направляющую, затем выньте болт и снимите распорную втулку между кронштейном и двигателем. Открутите гайки и выньте болты, крепящие верхние передние кронштейны, обратите внимание на подкронштейны, и снимите их, отметив, как они установлены.
46. Если маятник не был снят, открутите гайку на шарнире маятника/заднем болте крепления. Выньте болт крепления оси маятника/заднего крепления, затем отодвиньте маятник назад так, чтобы он не касался двигателя.
47. Проверьте, что вся проводка, кабели и шланги находятся на безопасном расстоянии от двигателя, что двигатель по-прежнему правильно поддерживается домкратом, и что ваш помощник готов. Переместите заднюю часть двигателя вправо и отсоедините приводную цепь от выходного вала трансмиссии и вала переключения передач. Поднимите переднюю часть двигателя так, чтобы передний цилиндр оказался приподнятым, затем наклоните его вправо и вытащите двигатель с правой стороны, убедившись, что поддон картера не касается трубы рамы, чтобы не поцарапать ее.
Установка
48. Установка производится в порядке, обратном снятию, с учетом следующих моментов:
- При установке двигателя следите за тем, чтобы между двигателем и рамой не оказались зажаты провода, кабели или шланги.
- Если маятник не был снят, не забудьте накинуть приводную цепь на выходной вал трансмиссии при установке двигателя.
- Не затягивайте болты крепления двигателя, пока они все не будут установлены. Убедитесь, что распорки установлены правильно.
- Затяните болты крепления двигателя и любые другие болты с моментом затяжки, указанным в начале Глава.
- Используйте новые прокладки на всех соединениях выхлопной трубы.
- Убедитесь, что все провода, кабели и шланги правильно проложены и подключены, а также закреплены зажимами или стяжками.
- Установите новый масляный фильтр и заправьте двигатель маслом (см. Главу 1).
- Заполните систему охлаждения охлаждающей жидкостью (см. Главу 1).
- Отрегулируйте свободный ход троса газа и сцепления (см. Главу 1).