Примечание. Поршни можно снять, когда двигатель находится в раме.
Снятие
1. Снимите гильзу цилиндра (см. раздел 15). Засуньте чистую тряпку в отверстие картера, чтобы поддержать шатун и предотвратить попадание чего-либо, например стопорного кольца.
2. Прежде чем снять поршень с шатуна. Острой чертилкой или фломастером напишите номер цилиндра на головке каждого поршня (или на внутренней стороне юбки, если поршень загрязнен и его необходимо очистить). На головке каждого поршня уже должна быть маркировка IN на стороне впуска цилиндра, хотя эта отметка, скорее всего, будет невидима до тех пор, пока поршень не будет очищен (см. иллюстрацию).
16.2. Обратите внимание на метку «IN» на поршне, обращенном к стороне впуска
3. Осторожно подденьте стопорное кольцо на одной стороне поршня с помощью острогубцев или небольшой плоской отвертки, вставленной в выемку (см. иллюстрацию). Вытолкните поршневой палец с другой стороны, чтобы освободить поршень от шатуна (посмотреть иллюстрации). Снимите другое стопорное кольцо и выбросьте его, поскольку необходимо использовать новые. После того, как поршень снят, установите его палец обратно в цилиндр, чтобы не перепутались сопутствующие детали.
16.3а. Вытащите стопорное кольцо поршневого пальца с одной стороны поршня
16.3б. Вытолкните поршневой палец с другой стороны...
16.3c...затем вытащите его и снимите поршень
Если поршневой палец плотно прилегает к бобышкам поршня, смочите тряпку кипятком, затем отожмите ее и оберните вокруг поршня - это достаточно расширит поршень из сплава, чтобы ослабить захват пальца. Если поршневой палец особенно упорный, извлеките его с помощью съёмного болта, но будьте осторожны, чтобы защитить рабочие поверхности поршня.
Проверка
4. Большими пальцами или инструментом для снятия и установки поршневых колец осторожно снимите кольца с поршней (см. иллюстрации 17.11, 10 и 8c, b и a). Не допускайте надрезов и выбоин на поршнях при этом. Внимательно отметьте, в какую сторону входит каждое кольцо и в какой паз, так как при повторном использовании они должны быть установлены в исходное положение. Верхняя поверхность верхнего кольца маркируется буквой R или N на одном конце, а на втором (середина) кольцо либо имеет маркировку RN, либо не имеет маркировки (см. иллюстрацию). Верхнее и среднее кольца также можно отличить по разным профилям (см. рисунок 17.12).
16.4. Обратите внимание на маркировку на верхней поверхности кольца
5. Соскребите все следы нагара с верхней части поршней. Когда большая часть отложений будет соскоблена, можно использовать ручную проволочную щетку или кусок тонкой наждачной шкурки. Не. при любых обстоятельствах используйте проволочную щетку, установленную в дрель-моторе, для удаления отложений с поршней; материал поршня мягкий и его можно размыть проволочной щеткой.
6. Используйте инструмент для очистки канавок поршневых колец, чтобы удалить нагар из канавок поршневых колец. Если под рукой нет инструмента, подойдет кусок, отломанный от старого кольца. Будьте очень осторожны и удаляйте только нагар. Не удаляйте металл, не надрезайте и не выдалбливайте боковые стороны кольцевых канавок.
7. После удаления отложений очистите поршни растворителем и тщательно высушите. Если маркировка, ранее нанесенная на поршень, удалена, обязательно промаркируйте ее заново, указав правильную маркировку. Убедитесь, что отверстия возврата масла под канавкой смазочного кольца чистые.
8. Внимательно осмотрите каждый поршень на наличие трещин вокруг юбки, на выступах пальцев и на кольцевых площадках. Нормальный износ поршня проявляется в виде равномерного вертикального износа упорных поверхностей поршня и небольшого люфта верхнего кольца в его канавке. Если на юбке имеются царапины или потертости, возможно, двигатель перегрелся и/или ненормальное сгорание привело к чрезмерно высоким рабочим температурам. Масляный насос следует тщательно проверить. Также проверьте, чтобы канавки стопорных колец не были повреждены.
9. Отверстие в головке поршня, крайнее, конечно, является признаком неправильного сгорания (преждевременное зажигание) происходило. Обгоревшие участки на краю днища поршня обычно являются свидетельством искрового удара (детонация). Если существует какая-либо из вышеперечисленных проблем, необходимо устранить причины, иначе повреждение произойдет снова.
10. Измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой, поместив каждое поршневое кольцо в его канавку и вставив рядом с ним щуп (см. иллюстрацию). Убедитесь, что у вас есть подходящее кольцо для канавки (см. шаг 5). Проверьте зазор в трех или четырех местах вокруг канавки. Если зазор больше указанного, замените поршень и кольца в комплекте. Если используются новые кольца, измерьте зазор, используя новые кольца. Если зазор больше указанного, поршень изношен и его необходимо заменить на новый.
16.10. Измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой с помощью щупа
11. Проверьте зазор между поршнем и отверстием, измерив отверстие (см. раздел 15) и диаметр поршня. Убедитесь, что каждый поршень соответствует своему цилиндру. Измерьте поршень 10,0 мм (Модели XL600V и XRV750) или 12 мм (Модели XL650V) вверх от низа юбки и под углом 90°к оси поршневого пальца (см. иллюстрацию). Вычтите диаметр поршня из диаметра отверстия, чтобы получить зазор. Если оно больше указанного показателя, и если это еще не было сделано, проверьте цилиндр на предмет износа (см. раздел 15). Если цилиндр в порядке, но поршень изношен, замените его новым. Если цилиндр изношен, его можно расточить, а затем установить поршни и кольца увеличенного размера, которые можно приобрести у Honda.
16.11. Измерьте диаметр поршня микрометром
12. Нанесите чистое моторное масло на поршневой палец, вставьте его в поршень и проверьте наличие свободного хода между ними (см. иллюстрацию). Измерьте внешний диаметр пальца и отверстие пальца в поршне (посмотреть иллюстрации). Рассчитайте разницу, чтобы получить зазор между поршневым пальцем и отверстием под поршневой палец. Сравните результат со спецификациями в начале главы. Если зазор больше указанного, замените компоненты, износ которых превышает указанные пределы. Если это еще не сделано (см. раздел 28), повторите измерения между пальцем и малой головкой шатуна (см. рисунок 28.6).
16.12а. Вставьте палец в поршень и проверьте свободный ход между ними
16.12б. Измерьте внешний диаметр штифта...
16.12c...и внутренний диаметр отверстия в поршне...
13. Вытащите масляные жиклеры из картера с помощью небольшой отвертки, стараясь не повредить их и не уронить в картер – убедитесь, что тряпка полностью закрывает отверстие (см. иллюстрацию). Снимите уплотнительные кольца и выбросьте их (см. иллюстрацию). Очистите форсунки растворителем и продуйте их сжатым воздухом, если таковой имеется. Установите новые уплотнительные кольца и вдавите форсунки обратно в картер (см. иллюстрацию).
16.13а. Вытащите масляную струю
16.13б. Ставим новое уплотнительное кольцо...
16.13c...и вставьте жиклер на место
Установка
14. Осмотрите и установите поршневые кольца (см. раздел 17).
15. Смажьте поршневой палец, отверстие поршневого пальца и отверстие малой головки шатуна маслом с дисульфидом молибдена (смесь смазки с дисульфидом молибдена и чистого моторного масла в соотношении 50/50).
16. При установке поршней на шатуны следите за тем, чтобы метка IN на головке поршня была обращена к впускной стороне цилиндра (см. рисунок 16.2).
17. Установите новое стопорное кольцо на одну сторону поршня (не используйте повторно старые стопорные кольца). Выровняйте поршень на правильном шатуне (см. рисунок 16.3c). и вставьте поршневой палец с другой стороны (см. иллюстрацию). Закрепите штифт другим новым стопорным кольцом (см. иллюстрацию). При установке стопорных колец сожмите их ровно настолько, чтобы они поместились в поршень, и убедитесь, что они правильно сидят в своих канавках, а открытый конец находится в стороне от выемки для снятия.
16.17а. Проденьте палец через поршень и шатун...
16.17b...и зафиксируйте его стопорным кольцом, расположив открытый конец в стороне от выемки на поршне
18. Установите гильзу цилиндра (см. раздел 15).