Знаменитая эмблема FB Mondial. Компании выпала честь выиграть первые три чемпионата мира по шоссейно-кольцевым гонкам в классе 125 см³ (1949, 1950 и 1951 гг.).
Когда в июне 1940 г. Италия вступила в войну, компании FB было разрешено продолжить производство грузовиков, но в 1944 г. отступающие из Италии немецкие войска перед тем, как бежать от приближавшихся частей союзной армии, сравняли завод с землей. Тем не менее бывший чемпион шестидневных гонок Джузеппе осознавал, что в потрясенной послевоенной Италии будет большой спрос на элементарные средства передвижения, и Джузеппе, унаследовавший недавно от отца титул графа, занялся созданием новых производственных мощностей в Милане — столице торгового и промышленного севера.
Боселли предпочитал завоевывать широкую популярность посредством участия в гонках. Поэтому первой моделью новой марки FB Mondial стала одноцилиндровая гоночная машина с двумя расположенными в головке распредвалами.
Эта сконструированная инженером Альфонсо Друзиани (Alfonso Drusiani) машина принесла мировую славу марке Mondial, поскольку на ней было выиграно три подряд титула чемпиона мира по шоссейно-кольцевым гонкам в классе 125 см³ в 1949, 1950 и 1951 гг. Эта машина не только стала легендой, но и установила новую тенденцию в разработке конструкций. Для частных заказчиков в ограниченных количествах выпускалась версия этого мотоцикла с одним распредвалом в головке.
Дебют первого дорожного мотоцикла марки FB Mondial — верхнеклапанной одноцилиндровой модели класса 125 см³ — состоялся в 1949 г. Мотоцикл был оснащен широкими плоскими вилками и плунжерной задней подвеской.
Успех в гонках помог также и в разработке серийных дорожных моделей. На Миланской выставке 1951 г. стенд марки Mondial украшал новый верхнеклапанный мотоцикл класса 200 см³. Эта машина стала жизненно важной Частью истории компании, потому что она стала базой для последующего создания целой серии моделей двигателей с толкателями клапанов. На той же выставке были показаны усовершенствованная версия первого дорожного мотоцикла Mondial с верхнеклапанным двигателем объемом 125 см³, созданного на базе гоночной модели, и практичные двухтактные машины с двигателями размерами 125 и 160 см³.
Мотоцикл 125 Sport 1951 г. с высокой степенью сжатия. Разработанный на базе стандартной дорожной модели он был быстрее, но в нем использовались толкатели клапанов вместо принятого в гоночных моделях располагающегося в головке распредвала.
На Миланской выставке 1952 г. наряду с новой версией мотоцикла класса 200 см³ был показан первый мотороллер марки Mondial. В нем использовался силовой агрегат, переделанный из недавно выпущенного двухтактного четырехскоростного двигателя блочной конструкции объемом 160 см³. В мотороллерной версии этого двигателя симметрично расположенные грушевидные защитные крышки картера, закрывающие первичную трансмиссию, генератор и мотор стартера для электрического запуска двигателя (в мотоциклетных версиях он не использовался) были вытянуты назад и образовывали поворотную вилку качающегося рычага. Поэтому двигатель, трансмиссия и заднее колесо составляли единую конструкцию, поворачивающуюся под воздействием двух задних пружин. Дуплексная рама была изготовлена из сваренных в стыках труб, а защитные панели, включая нижнюю платформу,— из прессованной стали. Однако несмотря на высокую техническую оснащенность мотороллера, его, как и выпущенный тогда же мотороллер Cruiser марки Ducati, постигла неудача: обе машины были слишком тяжелыми и дорогими, чтобы пользоваться успехом у широкой публики. В середине 1950-х гг. мотоциклы марки Mondial с определенным успехом использовались в таких популярных в те дни шоссейных гонках на дальние расстояния, как Милан-Таранто и Джи-ро д'Италиа. В соревнованиях Джиро д'Италиа 1954 г. безоговорочную победу одержал гонщик Ремо Вентури (Remo Venturi) на модели Sport с двигателем объемом 175 см³ с расположенным в головке распредвалом.
К 1953 г. клиенты компании Mondial могла приобрести этот очень изящный одноцилиндровый мотоцикл с двигателем объемом 175 см³ с расположенным в головке распредвалом, оснащенный телескопическими передними вилками и задней подвеской с качающимся рычагом.
Примерно в это же время инженер Друзиани сконструировал несколько гоночных моделей, включая прогрессивную в техническом отношении двухцилиндровую машину с двигателем объемом 149 см³ (53х56 мм) с двумя расположенными в головке распредвалами, однако она оказалась неконкурентоспособной из-за большого веса. Вместо нее славу марке вернули две новые одноцилиндровые модели.
Модель Sport Lasso 1956 г. Эти машины производились с меньшими затратами и стоили дешевле, чем четырехтактные дорожные мотоциклы FB Mondial, версии которых все равно предлагались в больших количествах.
Пожалуй, самым счастливым для марки Mondial стал 1957 г. с семискоростной моделью класса 125 см³ и совершенно новой развивающей максимальную скорость 220 км/ч одноцилиндровой машиной с двигателем объемом 249,1 см³ (75 х 56,4 мм) с двумя распредвалами в головке и с выбором пяти-, шести- или семиступенчатой коробки передач, которые принесли заводу Mondial титулы чемпиона мира сразу в двух классах. В классе 125 см³ триумфатором стал Таркинио Провини (Tarquinio Provini), а англичанин Сесил Сэндфорд (Cecil Sandford) завоевал первое место в классе 250 см³.
Гоночный мотоцикл FB Mondial класса 250 Gran Prix с одноцилиндровым двигателем объемом 249,1 см³ с двумя распредвалами в головке, на которой Сесил Сэндфорд завоевал звание чемпиона мира.
Однако после такого оглушительного успеха компания Mondial объявила о прекращении выступлений машин марки в гонках Гран При до конца 1957 г. Этот выход из гонок был вызван падением уровня продаж мотоциклов в Италии и в других странах . В отличие от других фирм Mondial выстоял в условиях первоначального обвала уровня продаж и продолжил выпуск целых серий моделей с верхнеклапанными или двухтактными двигателями размерами до 250 см³. Был даже выпущен мотороллер с двигателем объемом 75 см³ под названием Lady, выполненный в ярких цветах, с обилием хромированных деталей, что явно указывало на ориентированность модели на подростковый рынок.
Начиная с 1960 г., граф Боселли стал постепенно отходить от дел. Ответственность за ведение бизнеса он возложил на племянника, который и возглавлял в течение 1960-х и 1970-х гг. постепенно приходившую в упадок некогда великую компанию.
Успехами этого периода следует считать возобновление гоночной практики благодаря появлению двухтактных моделей RS125 и RS250, сконструированных и пилотированных Франческо Виллой (Francesco Villa) в течение 1963-65 гг., а также использование немецких двигателей Sachs в последних серийных моделях с середины 1970-х гг., включая отличную семискоростную машину для эндуро V778. Но эти последние годы оказались тяжелыми, и компания Mondial закрылась 31 декабря 1979 г.
Тем не менее благодаря помощи братьев Вилла (Villa) в конце 1987 г. произошло возвращение марки на рынок. Ее модельный ряд был представлен внедорожными мотоциклами, моделью серии Supersport класса 125 см³ и гоночной моделью класса 125 Gran Prix, но предприятие вновь обанкротилось в 1989 г.
Mondial 125 Grand Prix (1949)
Компании FB Mondial выпала честь выиграть самый первый Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам в класса 125 см³ в 1949 г. На самом деле марка сохранила этот титул и в 1950, и в 1951 гг.
Достигший таких вершин мотоцикл имел по тем временам революционную конструкцию. Он был создан инженером Альфонсо Друзиани — братом главного конструктора и соучредителя компании СМ Оресте Друзиани.
Одноцилиндровая модель с двумя распредвалами в головке FB Mondial 125 Gran Prix, на которой Карло Уббиали (Carlo Ubbiali) завоевал титул чемпиона мира в 1951 г. Машина развивала мощностью 16 л.с. при 12000 об/мин.
Когда машина впервые появилась в 1948 г., почти никто даже не слышал о практике использования двух распредвалов в головкетакого маленького двигателя. Тем не менее в соревнованиях, в которых всегда доминировали двухтактные машины, мотоцикл Мондиал с двумя распредвалами в головке не оставил никаких шансов соперникам, в число которых входили такие именитые марки, как MV Agusta и Moto Morini.
В качестве привода распредвала использовались вертикальный вал и конические шестерни, располагавшиеся с правой стороны цилиндра, а в наклоненных по углом 80" клапанах использовались не скрытые V-образные пружины (шпильки). Как цилиндр, так и головка были выполнены из алюминия с гильзой из твердого сплава и стальными седлами клапанов. Первичная передача на встроенную в одном блоке с двигателем четырехступенчатую коробку передач осуществлялась посредством обычных шестерен. При доступном в те времена топливе с октановым числом не выше 80 работающий с максимально возможной степенью сжатия 9,7:1 двигатель объемом 123,5 см³ (53х56 мм) развивал мощность почти в 11 л.с. при 8600 об/мин, в то время как двухтактные двигатели могли выдавать не более 10 л.с.
Владелец завода граф Джузеппе Боселли и конструктор Друзиани наблюдали как их новая машина, пилотируемая чемпионом Италии в классе 500 см³ Франческо Лама (Francesco Lama), неслась ктриумфу в гонке Гран При Италии 1948 г.
Месяц спустя тот же мотоцикл, по-прежнему без обтекателя, был использован гонщиком Джино Каванна (Gino Cavanna), прозванным летающим монахом, для побития мировых рекордов скорости в классе 125 см³ на однокилометровой и одномильной дистанциях в заездах с места и с хода, и он показал скорость 130 км/ч на однокилометровой дистанции при заезде с хода.
С увеличением мощности двигателя до 13 л.с. при 9500 об/мин мотоцикл Mondial развивал максимальную скорость 145 км/ч, и в 1949 г. Альберто Пагани (Alberto Pagani) с победой на каждом этапе, в котором принимал участие, довел машину до победы в чемпионате мира в классе 125 см³.
Тем временем Каванна уже на машине с обтекателем довел рекорд скорости на дистанции 1 км с хода до 161 км/ч.
К своему последнему чемпионскому 1951 году этот, не иначе как драгоценный, одноцилиндровый двигатель с двумя распредвалами в головке выдавал уже неимоверные 16 л.с. при 12000 об/мин. И хотя в последующие годы маленький мотоцикл Mondial был превзойден машинами MV и NSU, он был исключительным не только потому, что был трехкратным чемпионом мира в классе 125 см³, но и потому, что стал первой машиной — обладательницей этого звания.
Mondial Constellation 200 (1953)
Двигатель: 198 см³, верхнеклапанный, с тремя клапанами, одноцилиндровый (62хбб мм), с воздушным охлаждением
Мощность: 12 л.с. при 6000 об./мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 112 кг
Максимальная скорость: 104 км/ч
Мощность: 12 л.с. при 6000 об./мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 112 кг
Максимальная скорость: 104 км/ч
Первый мотоцикл Mondial с двигателем объемом 200 см³ появился в конце 1951 г. В отличие от гоночных моделей компании класса Гран При с двумя распредвалами в головке, в этой машине использовались толкатели клапанов.
Годом позже на Миланской выставке 1952 г. была выставлена новая модель с одноцилиндровым и опять верхнеклапанным двигателем объемом 198 см³ (62х66 мм). Модель претендовала на категорию туристской, и ее двигатель обладал мощностью 12 л.с. при 6000 об/мин.
Необычной особенностью конструкции был расположенный с правой стороны двигателя кик-стартер, срабатывавший при нажатии вперед, который вместе с традиционным для Италии того времени рычагом переключения передач типа пятка-носок создавал некоторое ощущение громоздкости. Напротив, левая сторона силового агрегата с круглой крышкой, закрывающей размещенный снаружи картера маховик, была лишена всяческих излишеств.
Рама мотоцикла была двухконсольной с задней подвеской с маятниковым рычагом и передними телескопическими вилками с маслом в качестве демпфера.
В названной Constellation машине использовались система смазки в картере, зажигание от батареи через индукционную катушку, двойное сидение и полностью закрытая подвеска. Двигатель был полностью изготовлен из сплава, крылья — полноценные. Руль был изогнут, скорее всего, в удобной для пользования форме, а не для улучшения аэродинамических качеств, хотя при максимальной скорости 105 км/ч этому обстоятельству не следует придавать особого значения. Модель Constellation определенно создавалась с целью обеспечить владельца модным и экономичным транспортным средством. В отличие от многих знаменитых гоночных марок — Ducati, MV Agusta, Gilera и Moto Guzzi — объем производства завода Mondial был, как правило, небольшим, однако в сравнении со многими соперниками это всегда были машины отличного качества.