В модели Puch S4 середины 1930-х гг. использовался двухтактный двигатель объемом 250 см3. Это была одна из самых успешных моделей австрийской компании в период между двумя войнами.
В 1928 г. компания Puch слилась с компанией Austro-Daimler, а в 1934 г. — с компанией Steyr. Компании Austro-Daimler и Steyr испытывали трудности и для выживания нуждались в процветавшей Puch AG. Держателем основного пакета акций всех трех компаний был один и тот же акционер — Венский трастовый банк.
Оружейные заказы поступали через старейшее из трех предприятий — Steyr, которое было основано в 1864 г. Йозефом Верндлем (Josef Werndl) и располагалось в городе Штейр. В распоряжении фирмы оказался еще один оружейный завод, и не удивительно, что новое предприятие оказалось занятым в той же отрасли. Вскоре базировавшаяся в Штейре фирма стала крупнейшим оружейным производителем в Европе. К 1890 г. на ее заводах было занято 9000 рабочих, производивших ежегодно 540000 винтовок. В 1894 г. компания стала также производить велосипеды, которые вскоре стали основной частью ее продукции.
Начало 1-й мировой войны вызвало быстрый рост производства, но после ее завершения Австрия оказалась на стороне проигравших, в результате чего лишилась большей части принадлежавшей ей ранее территории и подпала под запрет на производство оружия.
Как следствие, компания Steyr активизировалась в производстве велосипедов и автомобилей, которое однако понесло большой урон от Великой Депресси, и компания, в конце концов, была вынуждена пойти на слияние в 1934 г.
Вторая компания в группе, Austro-Daimler, была создана в 1899 г. для сборки автомобилей из узлов, изготовленных на германском заводе Daimler. Это вскоре побудило основателя компании Йозефа Эдуарда Биренца (Josef Eduard Bierenz) самому производить автомашины по лицензии.
В 1906 г. к Биренцу присоединился легендарный конструктор Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche). Вскоре компания стала также выпускать автобусы, грузовики и военные машины, а после 1-й мировой войны вернулась к производству только автомобилей. В 1928 г. произошло объединение с компанией Puch.
Компания Puch была создана в городе Грац Иоганном Пухом в 1891 г. для производства обычных велосипедов. В 1897 г. компания была продана германской промышленной группе, а в 1899 г. компания Puch обрела совершенно новый завод. В 1903 г. этот завод выпустил свой первый мотоцикл, а в 1910 г. и первый автомобиль марки Puch.
Машины марки Puch активно использовались в ранних шоссейно-кольцевых гонках (вплоть до 1905 г.), но наиболее успешным гоночным мотоциклом, вне всякого сомнения, был выпущенный в 1906 г. Гордон Беннет (Gordon Bennet), Это был мотоцикл с четырехтактным V-образным двухцилиндровым двигателем объемом 904,7 см1 (80х90 мм), мощностью в три с половиной лошадиные силы с конечной ременной передачей. На этих машинах гонщики Никоден (Nikoden) и Обруба (Obruba) заняли первое и второе места в 1906 г. в гонке за Европейский Международный Кубок. Машины пробовались также в трековых гонках на острове Мэн, но оба появления на треке в 1913 и 1914 гг. закончились преждевременным сходом с дистанции.
К тому времени, когда была развязана 1-я мировая война в 1914 г., компания Puch заняла прочное положение среди европейских лидеров по производству мотоциклов, однако в этом же году Иоганн Пух неожиданно скончался.
Дебют первой модели под названием LM/Light Motorcycle из знаменитой серии машин этой марки с одноцилиндровыми двухпоршневыми (с разделенным на две части цилиндром) двухтактными двигателями, сконструированной Джованни Марселино (Giovanni Marcelino) состоялся в 1923 г. Эта конструкция стала базовой для мотоциклов Puch на следующие полстолетия.
Объем двигателя первой модели был 122 см3, но вскоре рабочий объем был увеличен до 250 см3. В конце 1920-х и на протяжении 1930-х гг. марка Puch добивалась значительных успехов в европейских гоночных состязаниях.
В 1931 г. была выпущена модель с четырехпоршневым двухцилиндровым двигателем объемом 500 см3, образованным из двух двухпоршневых цилиндров объемом 250 см3. Компания Puch создала также четырехцилиндровую машину с двигателем объемом 800 см3 с горизонтально расположенными оппозитными цилиндрами, дебют которой состоялся в 1936 г. Затем в 1938 г. произошел аншлюс Австрии, а несколькими месяцами позже началась 2-я мировая война.
После войны компания Puch продолжила производство как гоночных, так и дорожных мотоциклов с двухпоршневыми одноцилиндровыми двигателями. Машины экспортировались во все страны Европы и Северной Америки. В США они продавались под названиями Allstate и Sear.
В 1950-х гг. появилась новая модель с рамой из прессованной стали, оснащенная двигателем со скошенным цилиндром объемом 49 см1 с вентиляторным охлаждением. Впоследствии компанией Puch было произведено огромное количество этих мотоциклов, кроме того эту модель в течение многих лет производила по лицензии югославская компания Tomos.
Выпущенная в 1962 г. модель Puch SG с двухпоршневым одноцилиндровым двухтактным двигателем. Фирма из Граца совершенствовала этот тип двигателя более пятидесяти лет.
На Кёльнской выставке 1966 г. компания Puch наконец вместо устаревших представителей семейства мотоциклов с двухпоршневыми одноцилиндровыми двигателями выставила на стенд модель, обозначенную как М 125. Это был дорожный мотоцикл с одноцилиндровым двигателем объемом 123,5 см3 (54х54 мм), отличавшийся пятиступенчатой коробкой передач и поразительной конструкцией головки цилиндра. Эта конструкция предусматривала оребрение в виде, так называемого, ромбовидного узора для обеспечения охлаждения и предотвращения деформации.
Эта машина стала первой в целой серии других моделей, в основном, предназначенных для шоссейно-кольцевых и внедорожных гонок.
В конце 1970-х и в начале 1980-х гг. итальянская компания Friggerio выпускала великолепные мотоциклы для эндуро Puch с двигателями Rotax размерами 500 и 600 см3.
Двигатель Puch имел особый успех в моделях для многодневных или многочасовых гонок, как двигатели Greeves и Dalesman, в то же время в 1975 г. Гарри Эверте (Harry Everts) на заводской версии кроссового мотоцикла Puch выиграл чемпионат мира по мотокроссу в классе 250 см1. Кроме того, в конце 1970-х и начале 1980-х гг. продавались итальянские мотоциклы Friggerio-Puch для соревнований эндуро.
Однако самой известной и прибыльной продукцией компании Puch была серия мопедов Maxi, которые были самыми популярными в мире в 1970-х гг.
Но пришли 1980-е гг„ а вместе с ними начало спада, сильно ударившего по производителям двухколесного транспорта. Хотя компания Puch выдержала удар, но оказалась сильно травмированной. Это привело к слиянию в 1987 г. с итальянским мотоциклетным гигантом Piaggio — владельцем марок Vespa и Gilera. Немного позже производство марки Puch в Австрии было закрыто. Помимо этого компания Piaggio отдала лицензию на производство заслуженной модели Maxi чешскому производителю.
Puch SGS 175/250 (1959)
Модели Puch SGS классов 175 и 250 см3 были последними разработками в ряду выпускавшихся в течение долгих лет мотоциклов с двухпоршневыми одноцилиндровыми двигателями. В 1923 г. компания Puch отказалась от общепринятой в то время системы продувки цилиндра поперечным потоком и выпустила модель Harlette с двухпоршневым одноцилиндровым двигателем. Это был не первый, но, определенно, один из самых успешных опытов применения такого типа двигателя в мотоцикле, поскольку он оставался в производстве в течение 50 лет. Конструкция компании Puch отличалась от более ранних одноцилиндровых двухпоршневых двигателей Garelli и более поздних германских двигателей Triumph/TWN тем, что в ней поршни двигались вместе вверх и вниз не в унисон. Принцип удаления отработанных газов в разделенном одноцилиндровом двигателе заключается в том, что два цилиндра имеют общую головку, и оба поршня участвуют в тактах всасывания и сжатия смеси. В одном цилиндре имеется выпускной канал, а в другом — переходный канал.
Выпускавшаяся на протяжении 1950-х и 1960-х гг. в двух версиях: класса 175 и класса 250 см3 (здесь представлена версия класса 250 см3) модель Puch SGS оснащалась двухпоршневыми одноцилиндровыми двигателями.
Двигатель: 248 см3, двухтактный, двухпоршневой одноцилиндровый, 78х45х, с воздушным охлаждением
Мощность: 16,5 л.с. при 5500 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 163 кг
Максимальная скорость: 115 км/ч
Компания Puch использовала один Y-образный шатун для двух поршней, так что при ходе шатуна из-за расположения поршней под углом друг к другу получалось, что один из поршней (за исключением верхней и нижней точек) «опережал» другой. Этот поршень использовался для управления выпускным каналом. Таким образом выпускной канал мог рано открываться и закрываться, что обеспечивало достаточное время для выпуска отработанных газов до момента открытия переходного канала.
Двухпоршневый одноцилиндровый двигатель имел и другие преимущества, в частности: отпадала необходимость в дефлекторе на головке поршня, поскольку в роли дефлектора выступала общая стенка цилиндров. Это означало, что поршни были легче и не подвержены искривлению в результате неравномерного нагрева. Самым же важным преимуществом двухпоршневого одноцилиндрового двигателя было то, что он всегда отличался плавной работой и отличными показателями расхода топлива на уровне хороших четырехтактных двигателей.
Машина с агрегатом подобного типа объемом 248 см3, использовавшимся в модели SGS, дебютировала в 1948 г. Конструкция была модернизирована в 1953 г. и появились телескопические вилки, задняя подвеска с качающимся рычагом и шасси из прессованной стали. Через компанию Sears Chain Store Company Puch c 1954 г. продавала свои мотоциклы с двухпоршневыми одноцилиндровыми двигателями в Соединенных Штатах под названием Allstate.
Puch Maxi (1970)
Если в 1950-х гг. самым продаваемым европейским мопедом была машина Quickly производства западногерманской фирмы NSU, то в 1970-х гг. таким был мопед Maxi австрийской компании Puch. Всемирно известная модель Maxi была запущена в производство на заводе Puch в городе Грац в конце 1968 г. Первая модель мощностью 1,8 л.с. при 4500 об./мин. была оснащена односкоростной автоматической трансмиссией. Новая модель была с благосклонностью встречена в Европе, и покупатели с готовностью выкладывали требуемую цену. Мопед Maxi на протяжении нескольких лет являлся самым продаваемым двухколесным механизированным транспортным средством в Европе и стал определенной вехой в истории компании Puch. Мопед в различных модификациях производился в Австрии в течение почти двадцати лет до тех пор, пока марка Puch не перешла под контроль компании Piaggio в конце 1980-х гг. И даже тогда машину продолжали выпускать по лицензии в Чехословакии.
Выпущенный около 1978 г. мопед Puch Maxi Sport LS с двухтактным двигателем объемом 49 см3. Из его технических характеристик следует отметить горизонтально установленный цилиндр и два задних амортизатора.
Двигатель: 48,8 см3, двухцилиндровый, двухтактный, 38х43 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 2,2 л.с. при 4500 об/мин.
Коробка передач: односкоростная автоматическая
Главный привод: цепной
Вес: 44 кг
Максимальная скорость: 48 км/ч
Секрет успеха Maxi, как и в случае с мопедом Quickly марки NSU, заключался в качественном исполнении, обеспечивавшем годы надежной работы машины. Мопед был так мастерски сделан, что отделкой литья, сваркой, покраской и хромировкой мог соперничать с любой другой моделью на рынке. Это была первоклассная машина для езды по городу, так как она была легкой, скоростной и удобной в управлении. Модель была также чрезвычайно экономичной, с расходом топлива всего 2,2 л на 100 км, что характеризует ее как дешевый вид транспорта.
Все мопеды Maxi оснащались одним базовым двухтактным двигателем объемом 48,8 см3 с горизонтально установленным цилиндром с регулируемым поршнем всасыванием. При весе 44 кг мопед марки Puch отличался автоматической коробкой передач и центробежной муфтой сцепления.
Исходная модель имела жесткую раму, многие же поздние модели были оборудованы качающимся рычагом и двойными задними амортизаторами. Большинство модификаций имело одно сидение, но в некоторых машинах в набор стандартного оборудования входило двухместное сидение. Наконец, как и в других мопедах того времени, запуск двигателя осуществлялся при помощи педалей, предусматривавших опору стоп на носки и пятки.
Мопеды Maxi никогда не были эффектными, но всегда отличались чрезвычайной практичностью и надежностью.