Дебютировавшая на Миланской выставке в конце 1952 г. модель 175 Fox марки Parilla с высоко расположенным распредвалом поступила в продажу в начале 1953 г. и в течение последовавших десяти лет реализовалась тысячами экземпляров.
Первым предприятием Джованни Парриллы была расположенная на окраине города небольшая мастерская по ремонту нагнетательных дизельных насосов, кроме того он выступал агентом по продаже свечей зажигания Bosch. Его переход в ранг производителей мотоциклов произошел вскоре после окончания войны в 1946 г., когда Джованни Паррилла решил заняться конструированием и производством собственного гоночного мотоцикла. Дебют машины, пилотировавшейся Нино Гриеко (Nino Grieco), состоялся на гонке в Лечче 1 октября 1946 г., и она оказалась первой итальянской послевоенной гоночной машиной совершенно новой конструкции.
Во многих отношениях в новом мотоцикле проявлялось увлечение Джованни Паррилла британскими мотоциклами, в частности, Norton, которые в то время занимали ведущее положение в мире.
Новый мотоцикл с торговой маркой Parilla был сконструирован Джузеппе Сальмаджи (Giuseppe Salmaggi), который в 1939 г. создал первую модель Gilera Saturno. В соответствии с указаниями Сальмаджи в создававшемся мотоцикле должны были отразиться многие особенности, характерные для мотоциклов Norton. В результате был создан не только трековый, но и суперспортивный дорожный мотоцикл, при этом обе версии были оснащены одноцилиндровым двигателем объемом 246,3 см3 с расположенным в головке распредвалом с приводом от вала и конических шестерен.
Знаменитый одноцилиндровый мотоцикл Parilla с высоким расположением распредвала. В этой модели клапаны приводились в движение короткими толкателями со скосом, расположенными в левой части двигателя блочной конструкции.
После всесторонних испытаний и показа на выставке в Милане, где машины вызвали определенный интерес, мотоцикл Corsa и его дорожный собрат были запущены в производство в 1947 г.
Гоночный мотоцикл Corsa был оснащен массивными передним и задним барабанными тормозами диаметром 260 мм, которые вскоре были прозваны «большими сковородками» (padellone). При выходе мощности 18 л.с. максимальная скорость мотоцикла была 148 км/ч. Позже была создана гоночная модель Bialbero с двумя распредвалами с двигателями размерами 250 и 350 см3.
К 1950 г. в Италии наблюдался быстрый рост мотопромышленности, но ожидался еще больший подъем, и в 1951 г. было зарегистрировано производство 1112500 мотоциклов, трехколесных моторизованных транспортных средств, мотороллеров и велосипедных моторов, что на 400000 превысило показатель предшествовавшего года.
В предвкушении успеха компания Parilla запустила в производство ряд новых моделей. Вначале, в 1950 г., были выпущены мотоциклы с двухтактными одноцилиндровыми двигателями размерами 98 и 124 см3, затем в январе 1952 г. появилась престижная модель с двухцилиндровым верхнеклапанным двигателем объемом 348 см3 (62х58 мм). В конце 1952 г. была выпущена первая из моделей марки Parilla с высоко расположенным распредвалом, отличающаяся тем, что клапаны приводились в действие с помощью расположенных в левой части цилиндра коротких толкателей со скосом.
Первый мотоцикл под названием Fox с двигателем объемом 174 см3 был первым из семейства подобных мотоциклов, производившихся в течение последовавших 15 лет.
Принцип высокого расположения распредвала рассматривался также Джованни Парриллой как средство достижения успеха в шоссейно-кольцевых гонках. Дебют прототипа гоночного мотоцикла с высоким расположением распредвала, известного в Италии как camme rialzata (поднятый распредвал), состоялся во время гонки на этапе Гран При в Монца в сентябре 1952 г. В этом двигателе, сконструированном Сальмаджи и его ассистентом Альфредо Бьянчи (Alfredo Bianchi), в сравнении со всеми последующими гоночными и серийными дорожными мотоциклами с высоко расположенным распредвалом,приводной механизм распредвала размещался на противоположной стороне двигателя. Этот первый прототип прослужил недолго и уже в следующем году был заменен мотоциклом класса Гран При с новым двигателем объемом 125 см3 с двумя расположенными в головке распредвалами. На этом мотоцикле приводной механизм распредвалов был вновь (как на серийной модели Фокс) помещен на левой стороне двигателя, и использовался треугольный цепной привод на два распредвала. От этого проекта также вскоре отказались. Тогда компанией было решено использовать для шоссейно-кольцевых гонок машины, представлявшие собой сочетание несколько устаревших моделей Bialbero с отрегулированным и и настроенными версиями серийный дорожных мотоциклов с высоко расположенным распредвалом.
Что касается внедорожных соревнований, то компания Parilla предпринимала определенные усилия в производстве мотоциклов, предназначенных для гонок на длительные расстояния, типа Международных шестидневных соревнований, и в конце десятилетия эти усилия увенчались успехом.
Кроме знаменитой серии дорожных мотоциклов с высоко расположенным распредвалом и, конечно же, мотоцикла класса 350 см3 с верхнеклапанным параллельным двухцилиндровым двигателем, из других серийных моделей марки Parilla следует также отметить мопед Parillino с двигателем объемом 49 см3 (38х44 мм), мотороллер Levriere с двухтактным двигателем объемом 153 см3 (60х54 мм) и неортодоксальную модель Slughi. Модель Slughi была создана Пьеро Боссалья (Piero Вossaglia) после того, как компанию покинули Сальмаджи и Бьянчи. По первоначальному замыслу Боссалья модель должна была производиться в двух модификациях: с двух- и четырехтактным двигателем, однако, когда дело дошло до запуска мотоцикла в производство в конце 1950 г., оказался возможным выпуск только четырехтактной версии с верхнеклапанным двигателем объемом 98 см3. Несколько месяцев спустя к ней добавилась модель с двухтактным двигателем объемом 114 см3. В модели Slughi и ее двойнике Olimpia с демонтированными панелями цилиндр был установлен горизонтально, а в новых моделях 125 Street Scrambler и 125 Sport использовался уже новый верхнеклапанный двигатель с вертикально установленным цилиндром.
К концу 1950-х гг. компания Parilla осуществляла экспорт своих мотоциклов во многие страны, вплоть до Японии. Выпускался даже собственный журнал Il Levriere, первый номер которого появился в июле 1959 г.
На состоявшейся в конце этого же года Миланской выставке почетным гостем стенда компании был новый руководитель американского импортера Parilla — фирмы Cosmopolitan Motors — Эрнест Уайз (Ernest Wise).
В 1960 г. стало известно, что главный конструктор компании Parilla Боссалья работает над созданием совершенно новой гоночной модели класса 125 см3 с тарельчатыми клапанами. Хотя эта модель была впоследствии создана, ее доработка заняла несколько лет, в результате чего она устарела еще до того, как была подготовлена к гонкам. Такой вялый подход к осуществлению проекта (что было прямой противоположностью активности компании в предшествовавшие годы) должен был свидетельствовать о начавшемся закате компании. Это подтверждалось также и просочившимися сведениями о намерении основателя продать марку инвестиционной компании. В течение некоторого времени мотоциклы Parilla показывали неплохие результаты в американских гонках, однако даже очень популярные мотоциклы с двигателем блочной конструкции с высоким расположением распредвала не могли удерживать компанию на плаву, несмотря на то, что к середине 1960-х гг. уже производилась модель с высоким расположением распредвала класса 250 см3 с рабочим объемом двигателя 247 см3 (68 х 68 мм).
Производство мотоциклов марки Parilla было прекращено в 1967 г., хотя компания продолжала производить под этим названием очень популярные двигатели для картов Parilla Kart.
Parilla Bialbero (1948)
Работа над созданием гоночного мотоцикла Parilla Bialbero с двумя распредвалами была начата в 1947 г. Это детище Джузеппе Сальмаджи было разработано на основе более ранних гоночной и суперспортивной моделей с одним расположенным в головке распредвалом. Во время дебюта в 1948 г. мотоцикл обладал мощностью 21 л.с. при 8500 об/мин. и развивал скорость, чуть превышавшую 160 км/ч.
Гоночный мотоцикл Bialbero марки Parilla с одноцилиндровым двигателем объемом 246,3 см3 с двумя расположенными в головке распредвалами выпуска 1949 г. Он был сконструирован на основе более ранней модели с одним расположенным в головке распредвалом.
Двигатель: 246,3 см3, с двумя расположенными в головке распредвалами, одноцилиндровый, 66х72 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 21 л.с. при 8500 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 115 кг
Максимальная скорость: 162 км/ч
Как и в версиях с одним распредвалом, в новой машине использовались вертикальный приводной вал и конические шестерни. Имелся также ряд шестерен для привода впускного и выпускного распредвалов. Ведущий хвостовик каждого распредвала опирался на роликовый подшипник, а другой конец — на шарикоподшипник. С помощью П-образных толкателей распредвалы приводили в действие клапаны, в которых использовались не закрытые V-образные пружины. Отдельная коробка привода двух распредвалов размещалась поверх головки цилиндра так же, как и в модели Manx Norton с двумя распредвалами. Цилиндр и головка были отлиты из алюминия, при этом цилиндр был снабжен пригодной для последующей расточки чугунной гильзой. Снабженный массивным куполом кованый поршень Вогдо с тремя кольцами обеспечивал степень сжатия 7,8:1, а нижняя головка шатуна (с усиленными верхней и нижней частями) была насажена на роликовый подшипник.
Для уменьшения веса модели Bialbero Сальмаджи использовал во многих узлах двигателя, включая картер, сплавы электронно-лучевой плавки. В результате получился вполне приемлемый сухой вес модели — 115 кг.
Самой примечательной особенностью модели Bialbero являлась эксплуатационная гибкость в работе его двигателя, что для гоночного мотоцикла являлось замечательным качеством. Мощность двигателя проявлялась уже при 3500 об./мин.
В1950 г. к модели класса 250 см3 добавилась версия с двигателем объемом 349 см3. Ее гоночный дебют состоялся в марте того же года в Марселе (Франция), при этом ее пилотировал умелый гонщик Нелло Пагани (Nello Pagani). Одна из машин Bialbero класса 350 см3 вместе с Bialbero 250 были отправлены в Западную Германию для гонщиков Германна Габленца (Hermann Gablenz) и Роланда Шелла (Roland Schell) для выступлений (и довольно успешных) на шоссейно-кольцевых трассах Европы в течение последующих двух лет.
Из других успехов мотоциклов Parilla с двумя распредвалами следует отметить победу Пьеро Кавачьюти (Piero Cavacciuti) в классе 250 см3 в гонке Милан-Таранто в 1950 г., а также несколько хороших мест на этапах Гран При заводского гонщика-ветерана Нино Гриеко (Nino Grieco).
Модель Bialbero сослужила хорошую службу в деле продвижения марки Parilla как на отечественном, так и на зарубежном рынках.
Parilla 175 Sport (1956)
На базе первой одноцилиндровой машины с высоко расположенным распредвалом Fox, выпущенной в 1952 г., компанией Parilla было создано целое семейство моделей. Но наиболее удачной из них была несомненно модель 175 Sport, производство которой осуществлялось в течение десяти лет после ее появления в 1956 г.
Одноцилиндровый мотоцикл MSDS 175 марки Parilla 1957 г. Эта машина представляла собой специально настроенную и отрегулированную для шоссейно-кольцевых гонок версию модели Sport и могла развивать скорость 160 км/ч.
Двигатель: 174 см3, верхнеклапанный с двумя клапанами, одноцилиндровый, 59,8х62 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 14 л.с. при 7800 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 129 кг
Максимальная скорость: 125 км/ч
Как и другие одноцилиндровые машины с высоко расположенным распредвалом, модель 175 Sport была неортодоксальной из-за того, что в ней клапаны приводились в действие с помощью расположенных в левой части двигателя коротких толкателей со скосом. Эти сверхкороткие расположенные под наклоном толкатели приводились в действие распредвалом с одним цепным приводом, смонтированным поверх коробки распределения зажигания и поддерживавшимся в рабочем состоянии посредством натяжного устройства — типа устройства Weller.
Клапаны были установлены под углом 90°, кроме этого следует отметить спрессованный коленвал, нижнюю головку шатуна с роликовым подшипником и верхнюю головку из фосфористой бронзы. Регулировка кулачков осуществлялась с помощью простого регулировочного винта с контргайкой, а пружины клапанов были витыми.
Рычаг переключения передач и кик-стартер размещались с правой стороны мотоцикла, оснащенного четырехступенчатой коробкой передач и геликоидальными зубчатыми колесами первичного привода.
Еще более яркие в спортивном отношении машины Формулы 3 Gran Sport а позже MSDS способствовали достижению значительных успехов в итальянских гонках.
Например, в 1957 г. Parilla стала победительницей знаменитой гонки Джиро д'Италиа в классе 175 см3, когда заводской гонщик Джузеппе Роттиньи (Giuseppe Rottigni) на мотоцикле Gran Sport на состоявшей из девяти этапов трассе протяженностью 2043 км показал среднюю скорость 97,25 км/ч. Из стартовавших 240 гонщиков эту изнурительную марафонскую дистанцию закончили только 100.
С настроенным и отрегулированным для версии Gran Sport/MSDS двигателем мотоцикл Parilla с высоко расположенным распредвалом мог развивать скорость 160 км/ч, что ставило его в один ряд с другими моделями Формулы 3 таких производителей, как Ducati, Moto Morini и Motobi.
В 1960-х гг. объем двигателя был увеличен со 175 сначала до 199 (64х62 мм) и наконец до 247 см3 (68х68 мм). Позже были отмечены существенные успехи мотоциклов Parilla с этими двигателями в США.
Так, помимо того, что в 1964 г. Рон Грант (Ron Grant) на мотоцикле 250 Parilla занял второе место в гонке на этапе Гран При США, Норрис Рэнкорт (Norris Rancourt) в период с 1962 по 1965 гг. одержал целую серию побед. К этому времени двухцилиндровый мотоцикл Yamaha TDI превосходил по скорости даже самые быстрые четырехтактные одноцилиндровые мотоциклы. Машина же Рэнкорта принадлежала энтузиасту Оррину Холлу (Orrin Hall), и ее настройка и регулировка производилась не на заводе, а в частном порядке.
Кроме этих версий с более объемными двигателями, продолжался выпуск машин класса 175 см3, причем в Европе они все еще были в продаже даже после того, как в 1967 г. завод был закрыт.
Parilla Slughi/Olimpia (1992)
Сконструированная Пьеро Боссалья (Piero Bossaglia) модель Slughi в виде прототипа впервые была продемонстрирована на Миланской выставке в конце 1957 г.
В модели Parilla Olimpia 1959 г. использовался верхнеклапанный двигатель объемом 97,7 см3 с воздушным охлаждением с одним горизонтально установленным цилиндром. Предлагалась также версия с двухтактным двигателем объемом 114 см3.
Двигатель: 97,7 см3, верхнеклапанный, горизонтальный, одноцилиндровый, 52х46 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 6,5 л.с. при 7200 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 78 кг
Максимальная скорость: 85 км/ч
Созданная в двух- и четырехтактном вариантах эта модель продавалась также в виде модифицированной версии под названием Olimpia. Основу конструкции составляла хребтовая рама из прессованной стали, вытянутая для формирования основания сидения и заднего крыла. Горизонтальный двигатель был подвешен к хребтовой раме и закрыт с боков панелями (в версии Olimpia панели отсутствовали). Движение трубчатой задней вилки контролировалось спрятанным в хребте рамы резиновым блоком.
В принципиальном отношении (в части технических решений) и своим внешним видом мотоцикл Slughi демонстрировал поразительное сходством с моделью Aermacchi Chimera, которая была звездой Миланской выставки 1956 г., вплоть до использования горизонтального четырехскоростного верхнеклапанного двигателя блочной конструкции.
К этому следует добавить, что модель Chimera была сконструирована бывшим инженером компании Parilla знаменитым Альфредо Бьянчи (Alfredo Bianchi).
Однако, если уровень продаж мотоциклов Chimera был очень низким, модель марки Parilla, будучи значительно меньше размерами и дешевле, продавалась отлично. К тому же, основной недостаток машин Chimera — плохая защита от непогоды — был предусмотрительно учтен в модели Slughi в виде элегантных и эффективных щитков для ног и большого ветрового стекла, установка которых осуществлялась легко и быстро.
Первые поступившие в продажу в 1959 г. машины Slughi были оснащены двигателем объемом 97,7 см3 (52х46 мм) с толкателями. Такой же двигатель с толкателями использовался в версии Olimpia.
Позже в моделях Slughi/Olimpia устанавливались либо двухтактные двигатели 125 (по сути, объемом 114 см3), либо изначальные верхнеклапанные четырехтактные двигатели 98. При этом с двигателем меньшего размера было продано вдвое больше машин, чем с двухтактным двигателем большего размера.
И тот, и другой двигатель отличались четкой конфигурацией, при этом оба базовых двигателя имели много общих узлов, включая коробку передач, сцепление и электрооснащение. Это в значительной степени снизило производственные затраты. Четырехтактный двигатель оказался на удивление экономичным, его расход топлива мог составлять всего лишь 2,3 литра на 100 км.
Parilla Wildcat Scrambler (1963)
Модель Wildcat Scrambler была создана заводом Parilla специально для американского импортера Эрнеста Уайза (Ernest Wise) из компании Cosmopolitan Motors и была оснащена одной из модификаций очень успешного в течение долгого периода времени двигателя с высоко расположенным распредвалом объемом 247 см3 (68х68 мм).
В свое время модель Wildcat Scrambler марки Parilla с двигателем объемом 247 см3 была самой мощной машиной в своем классе. К сожалению, эксплуатационные качества мотоцикла не проявлялись полностью из-за избыточного веса.
Двигатель: 247 см3, верхнеклапанный с двумя клапанами, одноцилиндровый, 68х68 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 31 л.с. при 8500 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 125 кг
Максимальная скорость: 121 км/ч
Название Wildcat Scrambler было дано машине компанией Cosmopolitan во время первого показа ее прототипа на Миланской ярмарке образцов весной 1961 г. Он был задуман как серьезный спортивный мотоцикл, а не обычный американский Street Scrambler, и поэтому он выпускался без осветительных приборов, при этом был оснащен выхлопной трубой с широким раструбом,укороченными крыльями, предназначенными для мотокросса передними вилками Marzocchi с длинным ходом, отличной системой воздушной фильтрации, массивной звездочкой заднего колеса, тахометром и шишковатыми покрышками Motocross производства компании Pirelli, Двигатель был специально настроен и отрегулирован, а также испытан на торможение, так что его мощность превышала 30 л.с.
Такие мощностные характеристики лучше подходили для шоссейно-кольцевых гонок, а не для кросса, поэтому, несмотря на отличные показатели на сухой трассе, в грязи, где нужна хорошая тяга двигателя на низких оборотах, машина определенно буксовала. На прямой Parilla Wildcat, вероятно, был самым быстрым кроссовым мотоциклом того времени (в классе 250 см3 — несомненно), но как серьезная кроссовая машина она оставляла желать много лучшего.
Это также объяснялось весом мотоцикла, который был значительно тяжелее двухтактных мотоциклов конкурентных марок Greeves и Cotton.
В сравнении со стандартной дорожной моделью рама кроссового мотоцикла была подвергнута существенным изменениям из-за дополнительных креплений, необходимых для решения новых задач, и это также не способствовало уменьшению веса. Чем особенно запомнилась модель Parilla Wildcat, так это отличавшийся низким мягким ревом звук ее двигателя, который в сравнении с обычным тонким звоном двухтактных машин звучал удивительно.