Matchless: 1899-1969, 1987-1993.
Мы объединили эти две фирмы потому что, хоть они и начинали свою деятельность порознь, на несколько лет они сливались и образовывали компанию АМС, затем прекратили сотрудничество и существовали независимо друг от друга. С середины 30-х и до конца 60-х годов их модели были все более похожи друг на друга и различались только эмблемами и цветовой гаммой. Однако в последние годы своего существования различия их моделей опять стало увеличиваться.
Модель Matchless 1913 г. Этот мотоцикл участвовал в гонках ТТ на острове Мэи в том же году и был оснащен 496-кубовым двигателем.
В далеком 1900 году Джо Стивенс и его четверо сыновей увлеклись идеей моторного транспорта и следующие десять лет поставляли производимые на их заводе в Вулвергемптоне двигатели другим компаниям. В 1910 году дебютировала первая модель мотоцикла AJS. Это название образовалось от инициалов старшего из братьев Альберта Джона (A.J. STevens). Это был традиционный мотоцикл, оснащенный 292-кубовым двигателем с боковыми клапанами и непосредственным ременным или двухскоростным цепным приводом на выбор. К 1912 году двигатель этой модели был увеличен в объеме до 315 см3. В том же году появилась двухцилиндровая модель с V-twin двигателем объемом 631 см3. Она пользовалась популярностью в колясочной модификации. Увеличивались объемы двигателей, улучшалась трансмиссия, коммерческому успеху мотоциклов AJS способствовали достижения в различных соревнованиях. Первое и второе места плюс две машины фирмы в первой шестерке — такой результат в гонках серии Junior TT 1914 года не мог не обратить на себя всеобщее внимание. Спрос на модели AJS возрастал, однако в 1-ю мировую войну выпускался только двухцилиндровый мотоцикл для военных нужд. Так продолжалось до 1920 года, когда фирма решила вернуться в гонки младшей серии ТТ с новой верхнеклапанной моделью. Сначала все шесть стартовавших машин фирмы вырвались в лидеры, но пяти из них по разным причинам пришлось закончить гонку досрочно. И только последний оставшийся на ходу мотоцикл финишировал первым с большим отрывом, несмотря на возникшие на последнем отрезке дистанции технические проблемы. В 1921 году заводская команда на модернизированных машинах выступила лучше: было завоевано четыре первых места в гонках серии Junior ТТ и одно первое в серии Senior ТТ. В 1922 году серия Junior ТТ опять покорилась им, но на протяжении остального десятилетия мотоциклы AJS не могли подняться выше второго места.
В годы 1-й мировой войны мотоциклы AJS с V-Twin двигателями использовались как колясочные машины различного назначения. На снимке модель с установленным пулеметом и вынесенным назад местом для стрелка.
Верхнеклапанная модель дорожного мотоцикла с двигателем объемом 349 см3, в конце концов, вошла в модельный ряд 1923 года. В это время спортивные модели получили прозвище «Большая Труба». В том же году на базе колясочных мастерских фирма открыла новое отделение по производству радиоприемников, проработавшее до 1928 года. Одноцилиндровые двигатели объемом 350 и 500 см3 использовались в машинах фирмы наряду с увеличенными до 799 см3 V-twin моторами. С 1927 года фирма приступила к производству кузовов для автомодели Nine компании Clyno. Одновременно с этим на смену старым гоночным моторам пришли более современные двигатели объемом 349 и 499 см3 с верхним распределительным валом. На этих двигателях цепной привод распределительного вала и магнето с натяжным устройством Weller закрывался алюминиевым кожухом. Четырехступенчатая коробка передач показала свои возможности, но, как и на более ранних моделях AJS, она требовала усовершенствования.
Модели с распределительным валом появились в 1928 году. По объему среди них выделялась модель с 249-кубовым двигателем с боковыми клапанами. В том же 1928 году появилась экспериментальная модель с верхнеклапанным четырехцилиндровым рядным двигателем, которая так и осталась экспериментальной. В начале 1929 года компания Clyno прекратила свое существование, следовательно, был прерван и контракт по поставке ей кузовов. Поэтому AJS приступила к производству шасси для грузовых автомобилей, а в 1930 году стала выпускать автомодель Nine уже под собственной маркой.
Тем временем на машинах стал применяться обтекаемый бак, a V-twin двигатель увеличился в объеме до 998 см3. В модельный ряд 1930 года была включена модель с 249-кубовым верхнеклапанным двигателем. На некоторых моделях двигатель был наклонен по моде тех лет.
Наконец, в гонках серии ТТ среди легких мотоциклов был одержан ряд побед. В 1931 году фирма столкнулась в финансовыми проблемами. Ей пришлось расширить свой модельный ряд для привлечения более широкого круга потребителей. Одна из новых моделей с поперечным 498-кубовым V-twin двигателем с боковыми клапанами, трехступенчатой коробкой передач, двойной рамой и цепным приводом стала провальной из-за излишней плавности и бесшумности.
В том же году финансовые проблемы фирмы обострились, и ее кредиторы понесли значительные убытки. Это означало конец завода в Вулвергемптоне, но не конец марки AJS и клана Стивенсов. Фирма Matchless купила марку, перенесла производство мотоциклов на свой завод в Пламстэде (Южный Лондон) и тем самым слилась с одной из самых старых фирм в мотопромышленности.
Основанная братьями Гарри и Чарли Колиер фирма Matchless была одной из наиболее важных для британской экономики компаний.
Первоначально она занималась выпуском велосипедов. В 1899 году попробовали установить над верхним колесом двигатель. После дальнейших экспериментов стали выпускать модель с расположенным по моде того времени на нижней трубе рамы двигателем ММС мощностью 2,75 л.с. Оба брата довольно успешно участвовали в первых соревнованиях. К 1910 году они применяли на своих машинах двигатели таких марок как Antoine, JAP и White & Poppe и предлагали модели, оснащенные задней подвеской.
Братья были членами британской команды, участвовавшей в гонках за международный кубок. Чарли Колиер выиграл первую гонку серии ТТ, произошедшей от международного кубка в 1907 году. В 1908 году он стал вторым, в 1909 году победу праздновал его брат Генри, в 1910 году Чарли повторил свой успех. Правда, после этого братьям больше не удалось подняться выше второго места.
Модельный ряд Matchless постоянно улучшался и расширялся. Постепенно с моделей фирмы V-twin двигатели JAP и MAG вытеснили все остальные. Такое положение сохранялось и в годы 1-й мировой войны.
После нее покупателям был предоставлен выбор между моделями, оснащенными двигателями этих двух марок, с трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом, с задней подвеской или без нее. Выпускались как двухколесные, так и колясочные модификации, причем последние пользовались большей популярностью. В 1923 году одноцилиндровая модель с двигателем Blackburne объемом 348 см3 дополнила модельный ряд фирмы. Помимо этого существовал определенный интерес к легкой туристической модели с плоским двухцилиндровым двигателем, но ее выпуск носил ограниченный характер. В следующем году добавилась две модели: с 350-кубовым двигателем с верхним распредвалом (вертикальный приводной вал располагался за цилиндром) и верхнеклапанным одноцилиндровым двигателем Matchless объемом 591 см3.
В 1925 году двигатели марок JAP и MAG были вытеснены собственными V-twin моторами, появились также несколько одноцилиндровых моделей. Сложившийся в таком виде модельный ряд существовал до конца десятилетия.
В 1930 году он был обновлен: появилась модель Silver Arrow — тихий, спокойный турер с рядным 394-кубовым V-twin двигателем с боковыми клапанами и узким углом развала цилиндров. К особенностям модели можно отнести закрытое клапанное газораспределение, размещенный перед картером масляный бачок, трехступенчатую коробку передач и заднюю подвеску. Правда, скоростные качества машины были не на высоте.
Модель Silver Arrow or Matchless оснащалась V-twin двигателем c узким углом развала цилиндров, передней и задней подвеской. Но ее ограниченные скоростные качества обусловили низкий уровень продаж в 1930-33 гг.
Вслед за Silver Arrow в 1931 году фирма выпустила более «живую» модель Silver Hawk, оснащенную V-образным четырехцилиндровым (592 см3) двигателем с узким углом развала цилиндров и верхними распредвалами с валовым приводом.
Несмотря на экономическую депрессию оснащенная пружинной подвеской модель выпускалась на протяжении нескольких лет.
В течение года-двух сформировался единый модельный ряд марок AJS и Matchless. С 1933 года большинство моделей AJS стало оснащаться V-twin двигателями Matchless.
Действительное сотрудничество началось в 1935 году, когда Matchless представила свою модель G3, выпускавшуюся на протяжении многих лет под обеими марками с двумя-тремя различными двигателями. Первоначально G3 оснащалась верхнеклапанным вертикально расположенным двигателем объемом 348 см3. На жесткой раме также размещалась четырехступенчатая коробка передач фирмы Burman с главной цепной передачей. Магнето с цепным приводом располагался позади цилиндра, а генератор постоянного тока располагался под ним и приводился цепью от коленчатого вала. Оба этих электрических устройства поставлялись компанией Lucas. Карбюратор поставлялся компанией Atal.
В конце 1935 года появилась модель AJS 16, отличавшаяся от G3 только расположенным перед цилиндром магнето. В следующем году появились модификации с двигателями объемом 245 и 497 см3. Они получили обо- значение G2 и G80 (Matchless), 16 и 18 (AJS). Двухцилиндровый формат со спортивными и гоночными модификациями постепенно вытеснил одноцилиндровые модели, машины с боковыми клапанами и большие колясочные модели с V-twin двигателями. В это время моторы Matchless использовались и другими компаниями, например, автомобильной фирмой Morgan.
Знаменитые инициалы Альберта Джона Стивенса, украшающие бак моделей фирмы на протяжении многих лет. Компания существует в различных формах с 1910 года.
В 1936 году AJS представила довольно резвую и вполне пригодную для участия в гонках дорожную модель, с V-образным четырехцилиндровым двигателем объемом 495 см3 воздушного, а затем и водяного (гоночный вариант) охлаждения.
В 1939 году фирма переключилась на производство военной модификации модели G3. В 1941 году появилась усовершенствованная модель G3L с передней телескопической вилкой. Получалась легкая машина, на военной службе проявившая себя с самой лучшей стороны.
После 2-й мировой войны фирма выпускала прежние едва различимые между собой модели AJS и Matchless на своем заводе в Пламстэде. В течение нескольких лет положение магнето было основным различием между моделями, но вскоре и это стало историей. Фирма четко соблюдала верность марке и выставляла две независимые гоночные команды.
Послевоенный модельный ряд состоял из двух одноцилиндровых моделей каждой марки: моделей AJS18 (497 см3) и 16М (348 см3) и соответственно моделей G3L и G80 марки Matchless. Все эти модели базировались на модели Matchless довоенного и военного периода с вертикально расположенным верхнеклапанным двигателем, четырехступенчатой коробкой передач, нижний упор, телескопической вилкой и жесткой рамой. Немногочисленные различия между моделями разных марок сводились к положению магнето, надписям на кожухе зажигания, эмблемам на баке и цветом облицовки. На общем черном фоне на моделях AJS использовалась золотая, а на моделях Matchless — серебряная краска.
В начале 1946 года появилась небольшая группа гоночных моделей с добавлением в их обозначение литеры «С». Изменения были сведены к минимуму: появилось лишь 21-дюймовое переднее колесо, легкосплавные крылья и более удобные шины. В те годы серийное производство было всем, поэтому в первое время вносились лишь незначительные изменения в выпускаемые модели. Однако обе марки участвовали во внедорожных соревнованиях, a AJS принимала также активное участие и в дорожных гонках.
Фирма AJS вернулась на гоночную арену в 1947 году с двухцилиндровой моделью, оснащенной 497-кубовым двигателем. Эта машина была широко известна под названием «Дикобраз» из-за очень широких ребер радиатора. У «Дикобраза» была довольно сложная гоночная история, но все изменилось, когда Лес Грэхем стал на нем чемпионом мира в классе 500 см3. «Дикобраз» был лишь относительно заводским мотоциклом. В 1948 году появилась послевоенная модификация довоенной модели с распредвалом 348-кубовая 7R. Эта модель, получившая прозвище «Boy Racer», выпускалась как для заводской команды, так и по заказам частных потребителей.
Модель 7R фирмы AJS оснащалась цепным приводом образца предвоенных лет и верхним распредвалом. Тем не менее, машина была вполне современным превосходным гоночным мотоциклом.
На этой модели устанавливался одноцилиндровый двигатель с верхним распредвалом и цепным приводом. В этой компоновке магнето устанавливался позади цилиндра. Полностью закрытое клапанное газораспределение позволяло держать масло внутри. Наконец, модель оснащалась четырехступенчатой коробкой передач, передней телескопической вилкой, с шарнирной вилкой в качестве задней подвески, коническими ступицами и большими барабанными тормозами. В гонках Гран При был достигнут ряд успехов: в 1954 году Род Колеман выиграл гонку серии Junior ТТ на специально подготовленной трехклапанной версии модели. Правда большинство побед модель 7R одержала в частных руках.
Модельный ряд дорожных мотоциклов расширился в 1949 году: появились модели, оснащенные задней подвеской с шарнирной вилкой. Они обозначались литерой «5». Так появились модели 16 MS, 18S (AJS) и G3LS и G80S (Matchless). В том же году АМС по моде того времени выпустила модели с вертикально расположенным двигателем объемом 498 см3 — AJS 20 и Matchless G9. Если бы не третий центральный коренной подшипник конструкция двигателя была бы типично британской. Основным различием между марками было двойное седло и рупорные глушители на моделях марки Matchless. В 1950 году гоночные модели оснащались сплавной верхней частью двигателя. В том же году к модельному ряду добавились модификации-прыгуны моделей 16MCS, 18CS, G3LCS и G80CS. Предназначенные больше для участия в гонках по пересеченной местности, чем для триала эти мотоциклы оснащались более массивными задними подвесками производства АМС, получившими название «плотное брюхо». Обычная подвеска назывался «подсвечником».
В 1949 году AJS и Matchless последовали тенденции вертикального расположения двухцилиндрового двигателя и своевременно увеличили его объем с 498 до 646 см3, оснастив им свою внедорожную модель G12CS 1960 года.
Сложившийся модельный ряд выпускался на протяжении нескольких лет с незначительными изменениями, хотя в 1952 году магнето на моделях марки Matchless стали устанавливать перед цилиндром. Модификация «Дикобраза» 1952 года Е95 имела угол развала цилиндров в 45°. Оснащенная трехклапанным двигателем заводская модель 7R получила прозвище «тройной молоток». Значительным событием в жизни фирмы стало приобретение в конце 1952 года компании Norton. Правда Norton продолжала работать в Бирмингеме еще десять лет. В 1953 году в модельный ряд Matchless была включена двухцилиндровая модель G45. Она представляла собой гоночный мотоцикл с доработанным двигателем G9, установленным на базу модели 7R. В 1956 году весь модельный ряд был пересмотрен: от моделей с жесткой рамой пришлось отказаться, модели для триала выпускались только с двигателем объемом 348 см3, мотокроссовые машины стали оснащаться короткоходными сплавными двигателями.
Дорожная модель объединенной компании АМС с двигателями объемом 348 и 497 см3 берет свое начало в довоенные годы. К 1955 году эта модель 16MS подучила заднюю подвеску и телескопическую вилку.
Появилась новая рама и узлы для одно- и двухцилиндровых моделей. Была представлена новая двухцилиндровая модель с более мощным 593-кубовым двигателем. Она получила обозначение 30 (AJS) и Gil (Matchless). В 1958 году эта модель была оснащена доработанным двигателем и мотокроссовой рамой. В результате появились модификации 30CS и G11CS. После того как фирма установила на эту модель стандартный топливный бак, появились давно ожидаемые варианты 30CSR и G11CSR. Вскоре эти машины получили шуточное прозвище «гонщик кофейного магазина» (CSR — Coffee Shop Racer). В том же году дорожные модели стали оснащаться электрооборудованием переменного тока. В 1958 году гонщики получили мотоцикл-мечту: появился Matchless G50. в сущности это была просто модель 7R с увеличенным до 496 см3 двигателем. Никто не мог понять, почему для ее появления потребовалось столько много времени. В том же году были представлены модели 14 и G2 — верхнеклапанные одноцилиндровые машины с 248-кубовым двигателем. Их внешний вид создавал иллюзию легкого мотоцикла с двигателем блочной конструкции.
В 1959 году появились их модификации в комплектации CS и двухцилиндровая модель с двигателем объемом 646 см3 в трех комплектациях.
На дорожных моделях 1960 года появилась двойная рама.
В том же году была представлена модель легкого мотоцикла с 348-кубовым двигателем, получившая обозначение 8 и G5 для марок AJS и Matchless соответственно. Она оснащалась удлиненным двигателем и улучшенной передней вилкой.
С падением уровня продаж все меньше изменений вносилось в сложившийся модельный ряд. Однако в 1961 году появился спортивная модификация. Тогда же была снята с производства модель с двигателем объемом 646 см3 в комплектации CS. В 1962 году появилась CSR комплектация 248-кубо-вой модели, а 350-кубовый двигатель подвергся модернизации. Тогда же была снята с производства модель с двухцилиндровым двигателем объемом 500 см3 и 650-кубовая модель в комплектации De Luxe. Одновременно с этим появились две модели марки Matchless, предназначенные для американского рынка. Первая, G15/45 с 750-кубовым двигателем на базе в комплектации CSR. Другая — G50CSR. На этой модели устанавливалась динамо-машина для работы присоединяемых фар.
В конце 1962 года АМС перенесла производство компании Norton на свой завод в Пламстэде. Этот шаг оказал значительное влияние на ее дальнейшее развитие.
В 1963 году модельный ряд был сокращен: были сняты с производства модели 7R и G50. В 1964 году дорожные модели были оснащены вилками и ступицами Norton.
Годом позже появилась двухцилиндровая модель с 745-кубовым двигателем Norton Atlas в стандартной и CSR комплектации. Она получила обозначение 33 (AJS) и G15 (Matchless). Только рама и топливный бак были изготовлены непосредственно на заводе фирмы.
Из-за сложившихся финансовых трудностей 1966 год стал последним годом существования компании в прежнем виде. Большинство моделей было снято с производства. В конце концов, производство было остановлено, старый завод разрушен, но ни одна из марок при этом не исчезла.
Марка AJS была возрождена в конце 1967 года компанией Norton Villiers, выпустившей пару подготовленных для соревнований машин с 247-кубовым двигателем Villiers Starmaker. Ни одна из них не пошла в дальнейшее производство, но в 1969 году появились две модели: мотокроссовая Y4 Stormer и 37 А-Т для триала с 246-кубовым двигателем. До 1970 года «дожил» только выпускаемый в различных комплектациях Y4 Stormer. После образования компании NVT фирма AJS была продана Флаффу Брауну. Он выпускал модели марок FB и AJS вплоть до 1981 года.
В1987 году он вернулся к производству машин марки AJS. Особым успехом пользовалась модель Stormer с двигателями объемом 247,368 и 400 см3.
Этот одноцилиндровый двигатель модели Matchless G80 придерживался традиционной для марки компоновки, хотя магнето был вынесен перед цилиндром как на всех моделях марки AJS.
Марка Matchless тоже вернулась на рынок благодаря Лесу Харрису, выпускавшему модель Triumph Boneville с индексом G80. Эта модель оснащалась четырехклапанным двигателем австрийской фирмы Rotax с верхним распредвалом, британской рамой, итальянскими вилками, передним дисковым тормозом, задней подвеской, выпускной системой и карбюратором. Несмотря на имидж классического мотоцикла, модель не пользовалась большой популярностью. В 1990-93 годах она вообще выпускалась только по спецзаказам.
AJS Big Port (1923)
Двигатель: 348 см3 верхнеклапанный вертикально расположенный одноцилиндровый, 74x81 мм, воздушное охлаждение
Мощность: нет данных
Коробка передач: трехступенчатая ручная
Главная передача: цепь
Масса: 95 кг
Максимальная скорость: 135 км/ч
Мощность: нет данных
Коробка передач: трехступенчатая ручная
Главная передача: цепь
Масса: 95 кг
Максимальная скорость: 135 км/ч
Название «Большая Труба» (Big Port) появилось в 1922 году, когда Том Шорд выиграл гонку серии Junior ТТ на верхнеклапанной модели с выхлопной трубой большего чем обычно размера. Это неофициальное название было дано любителями этой дорожной модели.
Модель была выдержана в классическом стиле, а ее скоростные возможности казались скромнее, чем были на самом деле. Она выглядела довольно хрупкой из-за своего легкого веса, способствовавшего высокой скорости. Плоская конструкция бака позволяла мотоциклу легко проходить круглые повороты. А довольно умеренная мощность вместе с легкостью модели создали условия для быстрого разгона машины. Это позволяло ей без особых усилий держаться в общей массе гонщиков или в ее главе.
В городских условиях машина терялась в общей массе, но как только выезжала на чистую дорогу, то исчезала вдали раньше, чем кто-либо успевал об этом подумать. 349-кубовая «Большая Труба» выпускалась всего несколько лет, но за это время завоевала репутацию одной из лучших классических машин.
AJS V-twin (1931)
На различных этапах своей деятельности многие фирмы пытались построить коммерчески успешный тихий, мягкий мотоцикл. Фирмы AJS и Matchless пытались это сделать в начале 1930-х годов. На самом деле это довольно редко получалось, т.к. идея мотоциклизма заключалась в ином, за исключением большого сектора рынка, ожидавшего появления мопедов и скутеров.
Для своей модели AJS выбрала поперечный V-twin двигатель с боковыми клапанами объемом 498 см3. Для доступности и удобства обслуживания клапана были вынесены за цилиндры, поэтому были установлены два распредвала с цепным приводом. Работой клапанов управлял один из них. Коленчатый вал передавал привод на сцепление, затем на конические зубчатые колеса, приводящие трехступенчатую коробку передач. Главная передача была цепной.
База мотоцикла была довольно типичной. Двойные трубы рамы образовывали с нижерасположенными трубами пространство для двигателя.
Балочные вилки, колеса со спицами, барабанные тормоза и обтекаемый бак дополняли облик мотоцикла. Конструкция была хороша, правда, это было не самое лучшее время для роскошных туристических мотоциклов.
Модель выпускалась только один год до перевода производства в Пламстэд.
Гоночная модель AJS 1933 года с V-twin двигателем с наддувом. К тому времени марка AJS была приобретена фирмой Matchless.
Двигатель: поперечный V-twin с боковыми клапанами, 498 см3, 65x75 мм, воздушное охлаждение
Мощность: нет данных
Коробка передач: трехступенчатая ручная
Главная передача: цепь
Масса: 150 кг
Максимальная скорость: 110 км/ч
AJS Porcupine (1947-1954)
«Дикобраз» (Porcupine — англ.) всегда был заводским гоночным мотоциклом и не предназначался для широкой реализации. Сконструированный в военные годы он представлял собой двухцилиндровую машину с наддувом. Цилиндры двигателя располагались в горизонтальной плоскости. Компактный легкий двигатель блочной конструкции с воздушным охлаждением удобно располагался в нижней части рамы по широко применявшемуся фирмой Moto Guzzi принципу. Так как после войны нагнетатели были запрещены, головка блока цилиндров была модифицирована для установки двойного карбюратора. В остальном конструкция осталась неизменной. 497-кубовый двигатель оснащался двойным верхним распределительным валом с зубчатым приводом. Этот же привод приводил магнето и маслонасос. Цельный коленчатый вал оснащался центральным коренным подшипником. Однако самой яркой отличительной чертой было острое оребрение головки — именно за это машина и получила свое прозвище «Дикобраз». Четырехступенчатая коробка передач с зубчатым приводом и главная цепная передача располагались внутри трубчатой рамы.
Несмотря на завоеванный в 1949 году чемпионский титул Леса Грэхема «Дикобраз» так и не оправдал возлагаемых на него надежд. Затем лидирующие позиции занял Джефф Дьюк на мотоцикле Norton. В 1951 году «Дикобраз» потерял свои «иголки». Модификация модели 1952 года с наклоненным двигателем получила название Е95 и выпускалась вплоть до 1954 года.
После воины компания AJS вышла на гонки с двухцилиндровым «Дикобразом», получившим свое название за острое оребрение первоначальных двигателей. После успешного 1949 года мотоцикл подвергался множественным доработкам.
Двигатель: горизонтальный параллельный с двойным распредвалом, 497,5 см3, 68x68,5 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 54 л.с.
Коробка передач: четырехступенчатая ножная
Главная передача: цепь
Масса: 140 кг
Максимальная скорость: 210 км/ч
AJS Model 18 (1959)
На послевоенных мотоциклах AJS серии одноцилиндровых моделей G3 магнето размещалось перед двигателем. В 1952 году мотоциклы марки Matchless переняли эту конструктивную особенность. За этим исключением модели обеих марок отличались друг от друга только эмблемами и цветовой гаммой. В 1958 году обе марки перешли на использование электрооборудования переменного тока. При этом появился кожух первичной цепной передачи, выполненный из литейного сплава. На изготовленном из штампованной стали кожухе часто нарушалась герметичность при работе устройства системы зажигания.
После 1958 года двигатель модели 18 подвергся только одной серьезной доработке: в 1964 году были изменены диаметр цилиндра и длина хода поршня. В 1960 году база была оснащена новой рамой из двойных труб. К 1964 году все дорожные одноцилиндровые модели окончательно были оснащены вилками Norton Roadholder и ступицами Norton. Параллельно с моделью 18 выпускалась модель 16. Обе машины были добротными и надежными, пригодными как для ежедневного использования, так и для воскресных поездок за город. Минимальный расход топлива, хорошая управляемость и отличные тормоза предопределили их успех.
К 1960 году на дорожных моделях перестало применяться мат него. Зато оно сохранилось на внедорожных машинах, таких как эта модель 18CS со специальным карбюратором и открытым раструбом.
Двигатель: верхнеклапанный вертикальный одноцилиндровый, 497 см3, 82,5x93 мм, воздушное охлаждение
Мощность: нет данных
Коробка передач: четырехступенчатая ножная Главная передача: цепь
Масса: 179 кг
Максимальная скорость: 140 км/ч
Matchless Silver Hawk (1931-1935)
В отличие от тихого «туриста» — модели Silver Arrow — спортивный Silver Hawk представлял собой совершенно иной случай. Эта модель выпускалась в начале 1930-х в Олимпии, как назло, в самый разгар экономической депрессии. Примерно в это же время компания Ariel занималась выпуском своей модели Square Four. В сущности 592-кубовый двигатель модели Hawk имел много общего с мотором модели Arrow. Правда, если во втором случае речь идет о двухцилиндровом двигателе с боковыми клапанами, то в первом — о V-образном четырехцилиндровом двигателе с малым углом развала цилиндров. Справа на двигателе модели Hawk располагался распредвал, приводимый валом и коническими зубчатыми колесами. Слева размещался единственный карбюратор. Двойная выхлопная труба располагалась с правой стороны. Динамо-машина и распределитель батарейного зажигания приводились при помощи передачи со скрещивающимися осями от вертикально вала распредвала. Масляный бачок системы смазки при сухом картере крепился перед ним.
Четырехступенчатая коробка передач приводилась двойной цепью с натяжным устройством фирмы Weller, поэтому она работала в фиксированном центральном положении. Главная передача была цепной. Двигатель и коробка передач размещались на амортизированной раме, оснащенной балочными вилками, колесами со спицами и 8-ми дюймовыми барабанными тормозами. Полностью укомплектованный Silver Hawk оставлял приятное впечатление. Однако он был слишком дорог, особенно в условиях экономической депрессии. В 1934 году двигатель от Silver Hawk применялся фирмой ОЕС на одной из своих моделей. В 1935 году выпуск модели прекратился.
Моторный узел модели Matchless Silver Hawk: верхний распредвал, V-образный четырехцилиндровый двигатель, логотип «М» на баке.
Несмотря на тяжелую экономическую депрессию на мотосалоне 1930 года были представлены два новых четырехцилиндровых мотоцикла с верхним распредвалом. Один из них был Silver Hawk, оснащенный V-образным двигателем с малым углом развала цилиндров.
Двигатель: рядный V-образный четырехцилиндровый с верхним распредвалом, 592 см3,50,8x73 мм, воздушное охлаждение
Мощность: нет данных
Коробка передач: четырехступенчатая ручная
Главная передача: цепь
Масса: 170 кг
Максимальная скорость: 135 км/ч
Matchless G3 (1935-1940)
Модель образца 1935 года стала основоположником ряда одноцилиндровых моделей марок AJS и Matchless, выпускавшихся вплоть до 1966 года. Она оснащалась вертикально расположенным двигателем, независимой четырехступенчатой коробкой передач с педальным приводом, опорной рамой, колесами с проволочными спицами и барабанными тормозами. В военные годы на G3 появились телескопическая передняя вилка. После войны — задняя подвеска, а еще позднее — электрооборудование переменного тока. Основная же конструкция осталась неизменной.
Первоначальный вариант модели оснащался 348-кубовым двигателем. Шпильчатые пружины клапана были открытыми. Машина оснащалась высокой выпускной системой, что было вполне типично для того времени. Конструкция силового агрегата G3 была довольно обычной: составной коленчатый вал, цепной привод магнето, расположенного за цилиндром, и динамо-машина под ним (была труднодоступна). Электрооборудование поставлялось фирмой Lucas, карбюратор британской фирмой Amal. Приборный щиток располагался поверх обтекаемого бака. Отдельный масляный бачок крепился справа под седлом. Опорная рама с двойными нижними трубами, применялась до 1940 года, после чего была заменена на однотрубную конструкцию.
Оснащенная телескопическими вилками модель получила обозначение G3L. Однако еще до этого появились модификации спортивные и гоночные модели G3 обеих марок с двигателями объемом 245 и 497 см3. Это были прекрасные высококачественные мотоциклы. Однако они слишком долго оставались в модельном ряду и выпускались даже после падения спроса. Однако при всем при этом необходимо подчеркнуть, что G3 была одной из немногих моделей со столь длинной историей.
Модель G3 1935 года легла в основу ряда до- и послевоенных моделей марок AJS и Matchless. Модель выпускалась сначала с тремя, а затем двумя двигателями разного объема.
Двигатель: верхнеклапанный вертикальный одноцилиндровый, 348 см3, 69x93 мм, воздушное охлаждение
Мощность: нет данных
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 143 кг
Максимальная скорость: 120 км/ч
Matchless G50 (1958-1963)
В 1958 году фирма АМС выпустила модификацию модели 7R с увеличенным до 500 см3 двигателем.
Спрос на нее появился сразу же после появления базовой модели. В предвоенные годы выпускались обе модификации, но после войны появилась модель G45, представлявшая собой доработанный двигатель модели G9, установленный на базу модели 7R. Этого было никак не достаточно, поэтому замена модели G45 на G50 имела больше смысла. Диаметр цилиндра был увеличен, единственный распредвал приводился цепью от шестерни полупериода зубчатой передачи к магнето.
Литой кожух закрывал оба привода, а так как клапанное газораспределение было полностью закрыто, то двигатель был маслонепроницаемым. Легкий в эксплуатации он оснащался коробкой передач и базой модели 7R, чьи счастливые обладатели участвовали в гонках обоих классов. Это также означало легкую возможность усовершенствования шасси, применяемого на обеих модификациях модели 7R, которые добавили интриги и разнообразили гонки.
Производство этих моделей продолжалось до банкротства фирмы в 1963 году. До этого был выпущена модификация модели в комплектации CSR, оснащенная фарами для участия в гонке Daytona 200. Эта машина полностью оправдала себя: Дик Манн финишировал вторым, в трех метрах позади победителя.
После появления в 1948 году модели 7R среди любителей быстро появился спрос на модель с более мощным 500-кубовым двигателем. Им пришлось ждать ее — модель Matchless G50 — целых десять лет.
Двигатель: вертикальный одноцилиндровый с верхним распредвалом, 496 см3, 90x78 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 51 л.с. при 7200 об./мин.
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 130 кг
Максимальная скорость: нет данных
Matchless G12CSR (1931-1935)
В 1949 году АМС последовала тенденции вертикальной установки двухцилиндрового двигателя, выпустив 498-кубовую машину, обозначенную как модель 18 (AJS) и G9 (Matchless) с рупорообразным глушителем и двухместным сиденьем. Машины обеих марок оснащались верхнеклапанным двигателем, четырехступенчатой коробкой передач, телескопической передней вилкой и задней подвеской. В 1956 году появились их модификации с увеличенными до 593 см3 двигателями, а двумя годами позже были выпущены модификации в комплектации CS и CSR. Комплектация CS предназначалась для внедорожной эксплуатации с фарами в качестве дополнительного оборудования. Машина в комплектации CSR представляла собой спортивный мотоцикл с доработанным двигателем комплектации CS и другими узлами и агрегатами для быстрой езды. По замыслу АМС буквенный индекс CSR должен был означать «подпружиненный родстер для соревнований» (Competition Sprung Roadster). Но в народе этот индекс расшифровали как «Гонщик из кофейни» (Coffee Shop Racer). Именно эта трактовка получила всемирное распространение. 593-кубовая модель оказалась недолговечной.
В 1959 году появилась 646-кубовая модификация в стандартной, CS и CSR комплектации. В течение этого года также выпускались спортивные модели с двигателем объемом 498 см3. Двухцилиндровые машины оказались быстрее и пользовались большей популярностью. Поэтому они выпускались в различных вариантах расцветки и с богатым выбором дополнительного оборудования. Так, например двухцилиндровые модели 1962 года на выбор оснащались даже обтекателем фары. Подобное разнообразие модификаций было головной болью АМС, даже несмотря на использование ряда общих узлов и агрегатов. Тем не менее модель G12CSR продолжала выпускаться вплоть до 1966 года. Годом раньше появилась серия моделей G15, оснащенных двухцилиндровым двигателем Norton Atlas объемом 745 см3. Параллельно выпускались аналогичные машины под маркой AJS.
Вскоре после появления вертикально расположенных двигателей их объем был увеличен до 650 см3. В результате появились модели Matchless G12CSR (па снимке) и AJS 31.
Двигатель: верхнеклапанный вертикальный двухцилиндровый, 646 см3, 72x79,3 мм, воздушное охлаждение
Мощность: нет данных
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 173 кг
Максимальная скорость: 180 км/ч