Первая модель Vespa, что по-итальянски означает «оса», была выпущена в 1946 г. У этой модели с одним сидением головной фонарь был расположен на изящном переднем крыле.
В результате послевоенной реконструкции деятельность компании занялась совершенно новой деятельностью, ориентированной на обеспечение людей двухколесным транспортом. Энрико Пьяджио доверил проект авиационному инженеру Корради но д'Асканио (Corradino d'Ascanio). Прототип с революционным дизайном был готов и опробован на ходу уже в конце 1945 г. В отличие от обычных мотоциклов он не имел рамы. Вместо этого он имел изготовленное посредством точечной сварки стальное шасси с заключенной в круглый корпус механической частью и защитными щитками для ног водителя. Привод на заднее колесо от двухтактного одноцилиндрового двигателя объемом 98 см3 осуществлялся через закрытый кожухом шестеренчатый передаточный механизм, а переключение передач осуществлялось с помощью выжимного рычага, расположенного на левой рукоятке руля.
В качестве задней подвески использовался односторонний качающийся рычаг, а передняя имела подосное крепление, что позволяло при необходимости легко заменять колеса.
В начале 1960-х гг. мотороллер стал любимым видом транспорта молодых людей и модников, при этом модели Vespa были более модными, чем мотороллеры Lambretta. Здесь представлена одноцилиндровая двухтактная модель Vespa 125TS.
Машина была названа «осой» — по-итальянски Vespa — и была запущена в производство в апреле 1946 г. В этом же году было продано 2484 машины, а в 1947 г. — более 10000. Миллионная Vespa сошла с конвейера в 1956 г. К 2000 г. было произведено 15 миллионов мотороллеров Vespa, что вывело компанию Piaggio на третье место в числе крупнейших мировых производителей двухколесных моторизованных транспортных средств. Ее мотороллеры с 1950 г. производились по лицензии в Германии, а также британской компанией Douglas из Бристоля и французской АСМА. Очень скоро последовал и усовершенствования и увеличение объема двигателя модели. Так в 1948 г. появилась четырехскоростная версия класса 125 см3 с неуклюжими трехколесными модификациями для розничной торговли. В 1953 г. была выпущена модель G, в которой вместо изначальной тяги для переключения передач использовался изящный тросовый привод. В 1955 г. была выпущена модель GS 150 с двигателем объемом 150 см3. В этой модели использовались колеса чуть большего диаметра (25 см), четырехступенчатая коробка передач и установленный в центре руля спидометр. Модификации модели GS150 были особенно популярными у помешанных на мотороллерах британских модников начала 1960-х гг. В отношении формы и размеров базовая модель GS 150, несмотря на то, что ее часто украшали хромированными вставками, молдингами и т.п., выдержала испытание временем как классическая Vespa.
В 1962 г. в серию выпускавшихся моделей входили мотороллеры 125, 150 Sportique) и GS 160, вслед за которыми в 1964 г. последовала модель 90 Standard и в 1965 г. модель SS 180 с прямоугольной фарой. Модель 90 выпускалась также в версии Super Sport с запасным колесом и ящиком с инструментами, установленными на нижней платформе шасси. Приблизительно в это же время компания Piaggio представила на суд общественности свою автоматическую систему образования топливной смеси (Automatic Fuelmix), при которой соотношение топлива и масла в смеси определялось положением дросселя. В 1969 г. компания Piaggio поглотила мотоциклетную марку Gilera, которая позже, в 1993 г., неожиданно прекратила свое существование.
В 1972 г. в серии мотороллеров Vespa лучшей считалась модель 200 Rally Electronic мощностью 12 л.с. с трехскоростной версией для начинающих VSA класса 50 см3. Существенное обновление серии Vespa произошло в 1978 г. с появлением моделей РХ 125 и РХ 200, хотя традиционные «пузырики» Vespa все еще выпускались, правда, в более уплощенной и угловатой форме. Эти мотороллеры в 1983 г. перевоплотились в серию РК, дополненную моделями РК 80 с электрическим стартером и Т5, которая появилась в 1986 г. В 1991 г. компания Piaggio начала выпускать серию мотороллеров с пластмассовым кузовом. Первой из этой серии была машина Sfera, получившая золотую награду за конструкторское решение Compasso d'Oro. Версия модели Sfera класса 125 см3 была оснащена первым четырехтактным двигателем Piaggio. Затем последовали модели Zip и Free класса 50 см3, а в 1993 г. в производство была запущена более резвая модель Typhoon. Модель Zip выпускалась в двух версиях: с двухтактным двигателем объемом 50 см3 и с электродвигателем, а выпущенная в 1995 г. модель Skipper класса 125 см3 была первым в этом классе полностью автоматическим мотороллером.
Модель Liberty была представлена компанией Piaggio па рынке мотороллеров в 1997 г. Веретенообразные колеса придавали этому мотороллеру некоторое сходство с мопедом.
Модель NRG Extreme ОТ была выполнена в соответствии с преобладавшим на рынке мотороллеров стилем, что выражалось в клювообразном обтекателе руля и миндалевидных головных фонарях.
Более крупная и предоставлявшая больший комфорт модель Hexagon выпускалась в различных вариантах: с двухтактными двигателями размерами 125 и 180 см3 или с четырехтактным силовым агрегатом Honda объемом 250 см3. В ознаменование своей долголетней плодотворной истории компания Piaggio в 1996 г. пополнила ретро-рынок моделью ЕТ 2. Эта машина, оснащенная двигателем объемом всего 50 см3, но с топливным инжектором, переняла что-то от своих предшественниц 1960-х гг. Позже она выпускалась с четырехтактным двигателем. К 2000 г. лидирующей машиной в выпускавшейся компанией Piaggio серии моделей был крупный одноцилиндровый мотороллер Х9 250 с образцовым в плане комфортности и эргономики дизайном, для управления которым требовалось полноценное водительское удостоверение. Визуально в этой машине невозможно было обнаружить какие-либо замки или запоры, но достаточно было вставить ключ в замок зажигания, как с внутренней стороны обтекателя открывалась крышка и появлялся доступ к утопленным в уютных углублениях рычагам, с помощью которых открывались ящик под сидением для хранения двух шлемов и крышка топливного фильтра, что очень изобретательно, не так ли?
Обладавшая большей кузовной массой, чем Harley-Davidson, модель Piaggio Х9 500 была крупной для мотороллеров машиной, и для управления ею требовалось полноценное водительское удостоверение.
Vespa GS150 (1955)
Двигатель: 150 см3, одноцилиндровый, двухтактный
Мощность: 8 л.с.
Коробка передач: четырехступенчатая
Главный привод: карданный вал
Вес: не указан
Максимальная скорость: 104 км/ч
Мощность: 8 л.с.
Коробка передач: четырехступенчатая
Главный привод: карданный вал
Вес: не указан
Максимальная скорость: 104 км/ч
Олицетворяющая марку машина была одной из самых ранних моделей, выпущенных всего через 10 лет после создания компанией первого мотороллера. Компания Piaggio представила модель Vespa GS 150 в 1955 г., и она прошла пять стадий доработки и модернизации электрооборудования и вспомогательных узлов вплоть до появления версии VS5 в 1962 г„ когда ее сменила версия GS 160. Рукоятки руля в первой модели GS 150 были закрыты обтекателем, но тросы тормоза и сцепления, как и на ранних мотороллерах Vespa с незащищенным рулем, не были скрыты. Как у всех машин Vespa, дизайн модели GS 150 отличался щитками для защиты ног, поворачивавшимся с колесом передним крылом и выпуклостями («пузырями») по обе стороны центральной части. Одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 150 см3 размещался в правом пузыре, а в левом размещались аккумулятор и перчаточное отделение («бардачок»). Мотороллеры всегда считались транспортом молодых людей и модников, а модель GS 150 получила культовый статус среди британских стиляг начала 1960-х гг., как показано в кинофильме Quadrophenia. «Пузыри» мотороллеров Vespa часто хромировали, машины украшали праздничной атрибутикой и вместе с таким же образом украшенными мотороллерами Lambretta колоннами отправлялись на выходные дни на приморские курорты Англии.
Piaggio Typhoon (1995)
В конце двадцатого века многие разочаровавшиеся в автомобилях водители пересели на двухколесные транспортные средства. Одним из лидеров езды в городских джунглях был мотороллер Piaggio Typhoon 125. Выпущенный в 1995 г. этот мотороллер стал предметом вожделения обладающих вкусом, но оказавшихся в безвыходном положении любителей моторизованного транспорта. Развивавшая максимальную скорость 100 км/ч машина, оснащенная одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 123,5 см3 с воздушным охлаждением, отличалась прогрессивными тормозами, отличной управляемостью на 25-сантиметровых колесах и автоматической трансмиссией. Шлем-каска с забралом могла храниться под сидением.
Выпустив в 1997 г. модель Typhoon, компания Piaggio предлагала также в качестве опциона версию экстра с верхним ящиком для багажа, ветровым стеклом, боковой стояночной подножкой и защитой фары.
Двигатель: 123,5 см3, одноцилиндровый, двухтактный
Мощность: 11,9 л.с.
Главный привод: карданный вал
Вес: 96 кг
Максимальная скорость: 100 км/ч
Piaggio Hexagon (1999)
Только обладающие хорошей памятью люди помнят, что еще в 1959 г. компания Triumph создала машину Tigress с верхнеклапанным двухцилиндровым двигателем объемом 249 см3, а компания BSA — идентичную модель Sunbeam. Но современный супер-мотороллер появился после того, как компания Yamaha в 1997 г. выпустила модель Majesty класса 250 см3. Следуя примеру японцев, компания Piaggio в 1999 г. оснастила свою модель Hexagon четырехтактным одноцилиндровым двигателем Honda объемом 250 см3 и вошла в число производителей крупнокалиберных мотороллеров.
В 1999 г. компания Piaggio последовала примеру японцев и установила четырехтактный одноцилиндровый двигатель Honda объемом 250 см3 на модель Hexagon GT, создав современный супер-мотороллер.
Двигатель: 250 см3, одноцилиндровый, четырехтактный
Мощность: 18 л.с.
Главный привод: карданный вал
Вес: 140 кг
Максимальная скорость: 100 км/ч
Такие характеристики, как маленькие колеса и объемный кузов в сочетании с относительно тяжелым весом (140 кг), не являлись идеальными при движении по продуваемой ветром автостраде, но такие земные блага, как гнездо подключения мобильного телефона или защита сидения от дождя, были приятным новшеством. Для размещения багажа использовались только небольшой задний багажник и пространство за обтекателем, под сидением же, свободного пространства не было. Менее крупная версия Hexagon класса 125 см3 была лучше, поскольку могла развивать те же 100 км/ч, что и версия класса 250 см3, но в ней отсутствовали присущие более крупному собрату новшества.