Ранние модели CZ отличались небольшим двигателем, смонтированным на модифицированной велосипедной раме с легкими вилками и простой трансмиссией. Это был дешевый и простой транспорт.
Однако в 1932 году она начала производство мотоциклов. В 1945 году компании CZ и Jawa были национализированы и слиты вместе, однако при этом обе марки сохранились. Первая модель CZ была лишь немногим больше, чем просто велосипед с навесным мотором. Она базировалась на тяжелом велосипеде с метрическим 60-кубовым двухтактным мотором с непосредственным приводом переднего колеса. Как и большинство послевоенных цикломоторов он был смонтирован на передней вилке. Вскоре ей на смену пришла модель с уже 7б-кубовым двигателем, размещенным в модифицированной велосипедной раме, с цепным приводом, стартовыми педалями и легкой маятниновой короткорычажной передней вилкой. Для повышения тяговитости объем двигателя был увеличен до 98 см3, а еще позднее на модели появилась и трехступенчатая коробка передач.
В 1930-е годы, как и многие другие европейские производители, компания CZ стала использовать рамы и вилки из штампованной стали. На снимке 350-кубовая модель 1939 года.
В 1934 году компания начала выпуск модели с 175-кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем и трехступенчатой коробкой передач на раме из штампованной стали с балочными вилками. Такая компоновка легла в основу последующих дорожных моделей CZ. Эти простые машины стали основной продукцией компании и оставались популярными на протяжении многих лет.
Вскоре в модельный ряд была включена еще одна модель — 250-кубовая одноцилиндровая. Затем появилась 175-кубовая двухцилиндровая модель с четырехступенчатой педальной коробкой передач.
Потом были представлены 350-кубовая одноцилиндровая и колясочные модификации более крупных моделей. Такой модельный ряд сложился к концу 1940-х годов.
В годы 2-й мировой войны завод CZ серьезно пострадал, однако уже в 1946 году после его восстановления компания возобновила мотопроизводство своих старых 175 и 250-кубовых моделей, а также начала производство одной новой.
В модельном ряду компании CZ 1970-х годов была эта двухцилиндровая модель с двухтактным двигателем объемом 250 см3. Она была очень похожа на 175-кубовую одноцилиндровую модель с двигателем блочной конструкции и современной подвеской.
Новая модель отличалась одинаковыми длиной хода поршня и диаметром цилиндра, алюминиевой головкой цилиндра, блочной конструкцией коробки передач и маховика магнето, двойной выхлопной трубой. Педаль переключения передач и кикстартер располагались с левой стороны.
Вскоре компания начала завоевывать себе авторитет в соревнованиях. Команда 125-кубовых машин CZ выиграла переходящий кубок на гонке ISDT 1947 года, а чешская команда на мотоциклах Jawa там же завоевала главный приз. В 1949 году компания CZ повторила этот успех, в 1950-х годах выиграв его еще несколько раз. Успехи заставили компанию обратить серьезное внимание на мотокросс, где в 1960-е годы ей несколько раз удалось выиграть мировой чемпионат в обоих классах 250 и 500 см3.
В дорожных гонках компания также была довольно известна благодаря серии своих четырехтактных одноцилиндровых машин с одним или двумя распредвалами. Эти машины впервые появились в конце 1930-х годов и участвовали в соревнованиях и в 50-е и 60-е годы, хотя так и не смогли достичь такого же успеха.
На протяжении многих лет компания CZ выпускала ряд кроссовых моделей с двигателями объемом от 15 до 400 см3. В зтой сфере компания накопила значительный опыт, выиграв несколько мировых титулов.
Внешне мотоциклы очень походили на итальянские мотоциклы того времени. Он оснащались 125-кубовым двухцилиндровым и 350-кубовым одноцилиндровым моторами, но самым сложным двигателем был V-образный четырехцилиндровый 16-клапанный силовой агрегат объемом 350 см3 с двойным верхним распредвалом. Несмотря на все затраченные на него усилия, он так и не стал применяться на серийных машинах. От его использования отказались в 1972 году.Тем временем компания продолжала выпуск своих простых дорожных моделей — двухтактных (175 и 250 см3) и 350-кубовой двухцилиндровой. Позднее появилась и 125-кубовая машина. При их производстве компания придерживалась формы своих ранних послевоенных машин с блочной конструкцией двигателя и телескопическими передними вилками. Со временем на них появилась задняя подвеска с шарнирной вилкой. Интересной особенностью машин стала единственная педаль для пуска двигателя и переключения передач. В первом случае она поднималась в стандартное рабочее положение, а для переключения передач возвращалась в горизонтальную плоскость. Помимо этого при переключении передач выжималось и сцепление, поэтому необходимость в ручном рычаге при переключении передач отпадала. Незнакомым с такой системой мотоциклистам пришлось привыкать к ней, т.к. комбинированная педаль была довольно тяжела при переключении передач, неудовлетворительна при пуске двигателя.
В 1946 году была представлена модель скутера, а в 1958 году появилась модель Cezeta, оснащенная 175-кубовым двигателем. В 1970-е годы в модельный ряд компании добавились кроссовые и эндуро-версии дорожных моделей, вобравшие в себя все лучшее из опыта участия заводской команды в таких соревнованиях как ISDT. Затем появились модели трейл-байков и мопеды.
На протяжении многих лет основу модельно ряда компании составляли одноцилиндровые мотоциклы с двигателями объемом 125, 175 и 250 см3, а их неизменные с годами линии становились для компании все более Традиционными. Наряду с ними выпускалась также и большая 350-кубовая двухцилиндровая модель. Однако, в конце концов большинство моделей CZ стали выпускаться под маркой Jawa, хотя компания и сохранила свое прежнее название CZ-Jawa. Мотоциклы CZ никогда не считались яркими дорожными машинами, но были неизменно обычны, просты, надежны и эффективны.
В 1993 году Cagiva обрела контроль над компанией CZ. Одним из результатов чего является эта модель. В принципе это одна из моделей Cagiva но с логотипом CZ.
В 1993 году итальянская Cagiva приобрела контрольный пакет акций компании и на протяжении нескольких лет выпускала одноцилиндровые машины со 125-кубовыми и увеличенными до 180 см3 двигателями. Однако в последствии производство обеих моделей было прекращено.
CZ175 (1976)
Эта простая модель имеет многолетнюю историю, начиная с довоенных лет. В современном виде она появилась в 1946 году как модель 125. Вскоре объем ее двигателя был увеличен сначала до 150, а затем до 175 см3 и даже больше. У модели 175 имелись трейл и эндуро-модификации.
Многие годы базовой моделью компании CZ был мотоцикл, представленный на этом фото, с двигателем объемом 125 см3. Это было недорогое и удобное транспортное средство.
Двигатель: 172 см3, двухтактный вертикальный одноцилиндровый, 58x65 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 15 л.с. при 5600 об./мин.
Коробка передач: блочная педальная четырехступенчатая
Главная передача: закрытая цепь
Масса: 112 кг
Максимальная скорость: 115 км/ч
Одноцилиндровая модель 175 оснащалась простым двухтактным двигателем в блоке с четырехступенчатой коробкой передач и многоцелевым рычагом переключения передач.
На протяжении всей жизни модели двигатель сохранил прежнюю длину хода поршня и диаметр цилиндра, чугунный цилиндр и легкосплавную головку. Со временем стала использоваться система принудительной смазки. Карбюратор с воздушным фильтром размещался за цилиндром. Выхлопная труба с длинным глушителем располагалась с левой стороны машины.
Двигатель размещался в трубчатой раме с телескопической передней и шарнирной задней вилками, спицоваными колесами, барабанными тормозами в полноразмерных ступицах. На модификациях некоторых лет использовались сплавные колесные обода. Одной из особенностей модели был цельный кожух цепи главной передачи для защиты от непогоды.
В 1970-е годы машина оснащалась поворотными сигналами и полным комплектом электрооборудования. Она использовалась в качестве основного транспорта в личном хозяйстве.