Представленный здесь черный с золотым окаймлением мотоцикл Sunbeam 1916 г. не так уж отличался от выпущенной десятью годами позже машины Model 5. Примечателен кожух цепи с масляной ванной.
Появившиеся в 1912 г. мотоциклы Sunbeam, как и велосипеды, имели черную окраску с девятислойным защитным лаковым покрытием, разработанным предприятием Marston для кухонной посуды. Сконструированный Джоном Гринвудом (John Greenwood) мотоцикл Sunbeam был оснащен созданным на собственном заводе одноцилиндровым двигателем объемом 347 см3 с расположенными в блоке клапанами и коленчатым валом, сбалансированным внутренними маховиками-эксцентриками. В мотоцикле использовались двухступенчатая коробка передач и многодисковое сцепление с цепным, а не ременным, главным приводом, заключенным в запатентованном кожухе с масляной ванной, который ранее использовался в велосипедах, а также в первых автомашинах Sunbeam. Были также представлены мотоциклы, в которых использовались V-образные двухцилиндровые двигатели JAP, MAG, AKD объемом 770 см3 в сочетании с трехступенчатой коробкой передач Sunbeam, а в конце 1913 г. появилась новая версия одноцилиндровой модели с двигателем объемом 499 см3. Благодаря этой машине был отмечен первый спортивный успех компании на трековых гонках на острове Мэн в 1914 г., где было занято второе место. Эту модель компания поставляла союзным войскам во время 1-й мировой войны, и во французскую армию она поступала в версии с ременным приводом.
Джон Марстон умер в 1918 г., и его семья в 1922 г. продала мотозавод компании Imperial Chemical Industries/ICI. Автомобильная компания стала частью Французского альянса Sunbeam Talbot Darracq, где вписала еще много страниц в свою прославленную гоночную историю. Что же касается спортивных достижений в гонках на двух колесах, то они были ознаменованы двумя победами в трековых соревнованиях в категории Senior (до 500 см3) в 1920 и 1922 гг. Вслед за появлением в 1923 г. новых одноцилиндровых верхнеклапанных машин класса 350 и 500 см3, в 1924 г. спортивным менеджером Sunbeam стал Грэм Уокер (Graham Walker), и компания стала более активно выступать в европейских гонках. Самым стойким участником этих гонок был мотоцикл Model 90 с верхнеклапанным двигателем объемом 493 см3: на нем были выиграны трековые гонки в категории Senior в 1928 и 1929 гг. Это был последний успех такого рода для двухклапанных верхнеклапанных двигателей.
Верхнеклапанный одноцилиндровый мотоцикл Model 9 1939 г. был одним из мотоциклов новой линии лондонского производства Sunbeam. В то время компания стала частью компании Associated Motor Cycles.
В то же время двигатель Sunbeam с расположенным в головке распредвалом оказался неудачным, а на свои дорожные мотоциклы компания все еще устанавливала плоские топливные баки и передние вилки Druid, хотя все другие производители уже перешли на седлообразные баки и раскосные вилки. Такая воздержанность, наряду с рационализацией модельного ряда, возможно, помогли компании Sunbeam пережить Великую Депрессию. Со временем на вооружение были приняты и седлообразный топливный бак, и ножное переключение скоростей, а от кожуха для цепи с масляной ванной пришлось отказаться.
Модели S7 1946 г. и S8 1949 г. были сконструированы Эрлинтом Поппом. Модель отличалась от традиционных британских мотоциклов дизайном и трансмиссией.
Компания Imperial Chemical Industries в 1937 г. продала завод Sunbeam компании Matchless, таким образом Sunbeam наряду с AJS стала частью концерна Associated Motor Cycles. В следующем году велосипедный завод Sunbeam был продан компании BSA. Производство мотоциклов было переведено из Вулвергемптона в Лондон, и к 1938 г. вместо старого модельного ряда Sunbeam стали создавать новый, в который входили модели с верхнеклапанными одноцилиндровыми двигателями размерами 250, 350 и 500 см3 с высоким расположением распредвала. Однако дальнейшее развитие эта линия не получила из-за начавшейся войны. Затем в 1943 г. марка Sunbeam перешла во владение компании BSA,и послевоенное производство началось уже в 1946 г. с выпуска сконструированной Эрлингом Поппом (Erling Poppe) имевшей необычный вид модели S7, которая была оснащена рядным двухцилиндровым двигателем объемом 487 см3 с валом в виде главного привода. Эта новаторская машина впоследствии была модифицирована, напичкана комплектующими изделиями BSA и выпущена вновь в 1949 г. как модель S8. Производство продолжалось до 1957 г., но марка Sunbeam тогда использовалась в неудачном попытке компании BSA закрепиться на рынке мотороллеров. Модели BSA Sunbeam класса 175 и 250 см3 были идентичны мотороллерам входившей в этот же концерн марки Triumph, и, несмотря на то, что они были выполнены на уровне лидировавших на рынке итальянских моделей, британские машины так и не смогли завоевать достаточную популярность. К 1964 г. мотоциклетная марка Sunbeam закончила свое существование.
Логотипом компании всегда был The Sunbeam, причем ее история связана с производством не только мотоциклов, но и автомобилей, хотя эти два вида производства разошлись в разные стороны в 1922 г.
Sunbeam Model 90 (1924)
Первыми машинами марки Sunbeam с верхнеклапанными двигателями собственного производства были гоночные мотоциклы, выпускавшиеся в 1923 г. наряду с серийными машинами Model 5, оснащенными двигателем объемом 499 см3 с расположенными в блоке клапанами. Гоночные мотоциклы создавались на базе шасси дорожных машин, а дополнительная мощность получалась за счет регулировок и настройки двигателя и мер, направленных на уменьшение веса, включая отказ от кожуха цепи с масляной ванной и таких элементов стандартного оборудования, как осветительные приборы и подножки.
Выпущенный в 1923 г. мотоцикл Model 90 с двигателем объемом 493 см3 сначала предлагался только в гоночной версии. Чарли Додсон на этой машине выигрывал трековые гонки на острове Мэи в 1928 и 1929 г.
Двигатель: 493 см3, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением
Мощность: 5 л.с.
Коробка передач: трехступенчатая с ручным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 136 кг
Максимальная скорость: 121 км/ч
Сконструированные Джоном Гринвудом (John Greenwood) машины Model 80 с двигателем объемом 347 см3 и Model 90 с двигателем объемом 493 см3 были выпущены в 1924 г. как гоночные мотоциклы, и поэтому были мало комфортабельными. В них отсутствовал даже кик-стартер, хотя через четыре года эти машины уже имели полную дорожную оснастку.
Головки с двумя выпускными отверстиями в 1926 г. предлагались в качестве опциона для Model 90, а в 1927 г. являлись стандартным оборудованием. Размеры 80х98 мм были типичными для британских одноцилиндровых двигателей того времени, что же касается внутрикорпусного устройства, то следует отметить наличие пары кулачков с наружными полыми толкателями с V-образными клапанными пружинами. Клапаны размещались в оребренной чугунной головке цилиндра под углом 90°. Гоночные мотоциклы выпускались с амортизаторами руля и выхлопными трубами, тянущимися под скосом по обе стороны мотоцикла для улучшения охлаждения и повышения газообмена. Общими у дорожных и гоночных машин были раскосные вилки в стиле Druid и ручной трехскоростной переключатель передач.
Из гонщиков, отличившихся на мотоциклах Sunbeam, следует отметить Джорджа Дэнса (George Dance, который был специалистом в спринте и горных гонках, и Чарли Додсона (Charlie Dodson), выигравшего на мотоцикле Model 90 трековые гонки в категории Senior (до 500 см3) в 1928 и 1929 гг. В 1929 г. эта модель уже была оборудована седлообразным топливным баком, что было шагом вперед в сравнении с прежними машинами, оснащенными плоскими баками.
Отделка всех, без исключения, классических моделей Sunbeam представляла собой элегантную черную эмаль с золотым окаймлением.
Sunbeam Model S7 (1946)
Название Sunbeam было куплено компанией Associated Motor Cycles у концерна BSA в 1943 г. и использовано для модели S7, выпущенной в 1946 г. Сконструированная Эрлингом Поппом (Erling Poppe) высококачественная модель S7 носила черты довольно радикального отступления от принятой в британской мотопромышленности практики. С ее дуплексной консольной рамы свисал установленный продольно, массивный, двухцилиндровый, полностью отлитый из сплава двигатель объемом 487 см3 с выходящим из четырехступенчатой коробки передач валом в качестве главного привода. Идущая от задней части блока цилиндра цепь приводила в действие расположенный в головке распредвал. Тем не менее, мощность модели S7 была довольно скромной— 25л.с., а максимальная скорость — всего 116 км/ч.
Модель S7 была оснащена верхнеклапанным, рядным, двухцилиндровым, отлитым из алюминиевого сплава двигателем объемом 487 см3 с четырехступенчатой коробкой передач и валом в качестве главного привода, смонтированным в дуплексной консольной раме. Здесь представлен мотоцикл 1948 г. выпуска.
Двигатель: 487 см3, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением
Мощность: 25 л.с.
Коробка передач: четырехступенчатая с ножным переключением
Главный привод: вал
Вес: 197 кг
Максимальная скорость: 116 км/ч
Мотоцикл S7 выпускался с телескопическими передними вилками, облегавшими покрышки крыльями и шишковатыми 127-миллиметровыми покрышками.
Ко всему этому следует также добавить мощные барабанные тормоза. В 1949 г. машина была облегчена, снабжена подвеской колесами и другими элементами шасси BSA и переименована в Model S8.
Появившаяся в 1950 г. версия Model S7 De Luxe представляла собой ту же модель S8 с ходовой частью, передними вилками и задним плунжером, взятыми от модели BSA А7.
Производство модели продолжалось до 1957 г., и, хотя затем последовало производство мотороллеров, эта модель была последним мотоциклом марки Sunbeam.