На этой числовой диаграмме показано относительное положение передач. В нейтральной позиции двигатель не связан с задним колесом. Чтобы переключиться на первую передачу, переместитесь вниз на одну позицию после нейтральной. Чтобы переключиться на другие передачи, перейдите через нейтральную на вторую, затем на третью передачу и так далее.
Увеличивая скорость, вы должны переключаться на более высокую передачу. Делайте это заранее, недопустимо, чтобы стрелка оборотов двигателя дошла до красной зоны - зоны нежелательных оборотов мотора. Лучше переключаться заранее, чтобы не допустить перегрузки двигателя, но и не слишком рано, чтобы не дать ему заглохнуть.
Чтобы переход на более высокую передачу был гладким, делайте это в три шага. Первый (смотри фото сверху вниз): одновременно сбросьте «газ» и выжмите сцепление. Второй: поместите носок левой ноги под рычаг переключателя и поднимите его до упоре -более высокая передача включена. Третий: медленно выпускайте сцепление, добавляя «газу». Верните левую ногу в положение над рычагом переключения передач или рядом с ним, чтобы быть в состоянии быстро задействовать его при необходимости.
Чтобы переход на более высокую передачу был гладким, делайте это в три этапа. Во-первых, одновременно поверните правую ручку руля на себя, чтобы сбросить «газ», и сожмите рычаг сцепления. Второе: сбросив «газ» и отпустив сцепление, уверенным движением поднимите рычаг переключения передач до упора - более высокая передача включена. Третий этап: медленно отпустите сцепление, чтобы вернуть силу двигателя к заднему колесу, вместе с тем добавляя «газу». Не забудьте снять ногу с рычага переключения, после этого он вернется в исходное положение.
Переключение на нижнюю передачу - процесс также трехступенчатый. Во-первых, сбросьте «газ» и сожмите рычаг сцепления. Во-вторых, левой ногой нажмите на рычаг переключения передач. В-третьих, медленно отпустите сцепление, одновременно добавляя «газа», чтобы скорость двигателя привести в соответствие со скоростью движения.
Переход на более низкую передачу осуществляется или в связи с замедлением движения мотоцикла, или если вы хотите быстро увеличить обороты двигателя, чтобы добавить мощности для ускорения (для обгона, например). Переход на нижнюю передачу - процесс более сложный, чем переход на высокую, здесь нужно быть более осторожным, чтобы правильно соотнести скорость двигателя мотоцикла и скорость движения на дороге. Если вы затормозились недостаточно, при переключении на нижнюю передачу можно вызвать перегрузку двигателя. А переход на нижнюю передачу одновременно со слишком быстрым отпусканием сцепления (или недостаток «газа») может произвести эффект, сходный с резким задействованием заднего тормоза, что вызовет блокировку заднего колеса и потерю им сцепления с дорогой. Потренируйте переключение на более низкую передачу на невысоких скоростях.
Как и переход на высокую передачу, переход на низкую - процесс трехступенчатый, требующий тонкого регулирования сцепления и «газа», чтобы скорость двигателя соответствовала скорости движения на дороге. Сначала сбросьте «газ» и одновременно с тем выжмите сцепление. Сбросив «газ» и отпустив сцепление, нажатием ноги на переключатель перейдите на более низкую передачу.
По завершении переключения медленно отпустите сцепление и добавьте «газа». Эти действия помогут быстро увеличить скорость двигателя, и переход на низкую передачу пройдет более гладко. Опять же не забудьте убрать ногу, чтобы позволить рычагу вернуться в исходное положение и приготовиться к следующему переключению. Как уже было сказано выше, переключение на нижнюю передачу может произвести эффект, сходный с применением тормозов, - он называется торможение двигателем. Чтобы применить торможение двигателем при замедлении, перейдите на одну передачу вниз и отпустите сцепление так, чтобы чувствовать момент его схватывания. Удерживайте сцепление в этой зоне, пока скорость двигателя не стабилизируется, потом отпустите сцепление полностью, пока мотоцикл не будет готов для следующего переключения передач.
В большинстве случаев за один раз вам понадобится переключиться всего на одну передачу. Стоит отметить однако, что при сжатом сцеплении вполне возможно переключаться и более чем на одну. Сбросив «газ» и выжав сцепление, просто нажмите на рычаг переключения столько, сколько нужно раз подряд, не отпуская сцепления, пока не перейдете на первую передачу. Такая техника может оказаться полезной, например, для избежания необходимости тормозить двигателем при замедлении.