Геометрия шасси - то есть то, на каком расстоянии и под каким углом относительно друг друга располагаются детали шасси, - определяет поведение мотоцикла на скорости. Проектирование мотоцикла - очень сложная наука, требующая применения самых последних компьютерных технологий. Но вам, простому пользователю, не нужно вникать во все конструкторские сложности - вполне достаточно будет разобраться в некоторых самых основных терминах и принципах.
Начнем с начала, то есть с передней части мотоцикла. Здесь самые главные понятия - это «угол наклона передней вилки» и «вылет передней вилки». Первое - это угол отклонения оси опорного подшипника от вертикали, выражается в градусах (например, наклон передней вилки - 24°). У круизеров и подобных им мотоциклов этот угол больше, у спортбайков - меньше. В целом, шасси с большим наклоном передней вилки более стабильно на шоссе, но поворачивание такого мотоцикла потребует от пилота больших усилий, по сравнению с мотоциклами, у которых этот угол меньше. Раньше, когда мотоциклетные рамы были мягче, для стабильности мотоцикла на скорости требовалось, чтобы наклон передней вилки был очень большим. Сегодня, когда рамы делают более прочными и жесткими, отличной стабильности можно добиться и при небольшом угле.
Чем больше вылет — расстояние между пятном контакта шины и осью опорного подшипника — тем более стабилен мотоцикл, но и тем труднее заставить его повернуть.
Второе важное, сточки зрения геометрии передней части мотоцикла, понятие - это «вылет передней вилки» (или как его иногда называют - след), расстояние от точки пятна контакта до точки на земле, в которую упрется воображаемая линия, проведенная по оси опорного подшипника. Пятно контакта шины всегда отстает от этой оси (буквально «следует» за ней). Это явление объясняет стремление колеса к самоцентрированию. Чем длиннее след, тем больше самоцентрирующая сила и, как следствие, более стабилен мотоцикл - но поворачивать его будет труднее.
Движемся ближе к центру машины. Здесь самое главное понятие - это «центр тяжести», точка, в которой. если браться за мотоцикл и пытаться поднять его, он будет сохранять равновесие и не будет заваливаться ни назад, ни вперед, ни вбок. Расположение центра тяжести зависит от конструкции мотоцикла, у разных моделей и типов мотоциклов оно различное (причем иногда эти отличия очень значительны). От расположения центра тяжести сильно зависит и управляемость мотоцикла: когда центр тяжести располагается низко, ниже пилота, мотоцикл становится очень легким в управлении и мобильным.
Относительно задней части мотоцикла есть еще два важных для мотоциклетной геометрии показателя: длина колесной базы и угол отклонения маятника. Длина колесной базы - это расстояние между осями переднего и заднего колес. Мотоцикл с более короткой базой легче в управлении и требует меньшего наклона в повороте. На мотоцикле с длинной базой пилот имеет больше места, на скорости такой мотоцикл ведет себя как очень солидная, важная машина. Угол отклонения маятника - это угол отклонения от горизонтали линии, проваленной от оси заднего колеса до оси маятника. Чем больше этот угол, тем меньше мотоцикл «приседает» на разгоне: то есть, когда вы быстро разгоняете мотоцикл, его задняя часть не стремится как бы прижаться к земле, а, наоборот, поднимается вверх, помогая задней шине отталкиваться от дороги. Это улучшает сцепление и передачу мощности от двигателя. а также помогает сохранять дорожный просвет на выходе из виража. Однако очень большой угол сделает подвеску слишком жесткой, так что при резком ускорении она не сможет нормально функционировать.
Еще один важный аспект геометрии шасси - это углы, под которыми на мотоцикле устроены сиденье, руль и подножки, то есть те компоненты, которые обусловливают посадку на нем пилота. Очень важно, чтобы на мотоцикле вы чувствовали себя удобно. Лично я всегда воспринимаю мотоцикл и сидящего на нем пилота как единое целое, причем пилот, то есть вы. - это самая важная и сложная часть уравнения в геометрии мотоциклетного шасси.