Excelsior производила хорошо сконструированные машины. В программе компании особое место занимали шоссейные гонки, однако успехи на треке никак не отражались на продажах.
К 1902 г. предпочтение начали отдавать двигателям, поставляемым компанией ММС. Потенциальным покупателям предоставлялась возможность бесплатно опробовать эти машины, что было началом анализа последствий тех или иных действий, а позже стало ориентированной на конкуренцию политикой, которую всегда будут связывать с компанией. В 1903 г. Гарри Мартин (Harry Martin) стал первым человеком, преодолевшим барьер миля в минуту, когда в дублинском Феникс-парке на машине Bayliss Томас он проехал 1,6 км (1 миля) за 59,8 секунд.
Считающаяся первым британским производителем мотоциклов компания Excelsior производила моторизованные транспортные средства в течение почти 70 лет. Торговая марка существует с 1874 г.
В 1910 г., к тому времени, когда мотоциклетное производство уже вполне утвердилось, компания была переименована в Excelsior Motor Company Ltd. Логотип Excelsior, изображающий альпиниста со знаменем в руках, появился на велосипедах компании в 1874 г. Однако вследствие того, что существовали германская и американская компании с тем же названием, в Европе мотоциклы вплоть до 1930-х гг. продавались под старым названием Bayliss Thomas. В 1920-е гг. выпускались также автомашины с этим же названием. После 1-й мировой войны контроль над компанией перешел к фирме R. Walker and Sons, и мотоциклетное производство было переведено в Тай-сли (Бирмингем). Уокеры (Реджинальд и его сын Эрик) выпускали широкий ассортимент моделей с двигателями разных объемов — от 98 до 1000 см3, закупленными у фирм Blackburne, JAP и Villiers. Большинство выпущенных машин были одноцилиндровыми, включая чудовищную модель с двигателем Condor объемом 750 см3, хотя было также вылущено несколько машин, оснащенных двухцилиндровыми V-образны-ми двигателями Blackburne. В программе производства неизменно высокое место занимал выпуск мотоциклов для шоссейных гонок, оснащенных двигателями JAP объемом 173 и 248 см3. Первый весомый успех пришел к компании с победой пилота Лэсли Крэбтри (Leslie Crabtree) на трековых соревнованиях среди легких машин в 1929 г. В короткий срок для охочей до реплик моделей публики был создан дорожный вариант машины Крэбтри — В-14, который стал главной моделью Excelsior. Как и фирма New Imperial Excelsior имел несчастье достичь своего зенита в разгар депрессии. Двумя годами позже в г. Тат, в Венгрии, компания была очень близка к побитию мирового рекорда скорости, когда их модель Silver Comet показала скорость 262 км/ч. Этот потрясающий аппарат был оснащен V-образным двухцилиндровым двигателем JAP с наддувом, объемом 1000 см3, работавшим под наддувом в 103,4 кПа и развивавшим мощность 100 л.с. при 5400 об./мин.
Более успешной была сконструированная Айком Хэтчем (Ike Hatch) легендарная модель Mechanical Marvel с двигателем Blackburne, на которой Сид Глив (Sid Gleave) в 1933 г. выиграл трековые гонки среди легких машин со скоростью 116,87 км/ч на самом быстром круге. Получивший свое название из-за сложности конструкции этот одноцилиндровый мотоцикл класса 250 см3был оснащен двумя карбюраторами, двумя распредвалами и звездообразной головкой цилиндра с четырьмя клапанами, приводимыми в действие толкателями.
К сожалению, пожать плоды от спортивных успехов в торговле не удалось, поскольку они совпали с глобальным экономическим спадом, последовавшим за обвалом, потрясшим Уолл-стрит. В то же время сложность конструкции Mechanical Marvel была гарантией того, что реплики этой модели не будет. Вместо этого компания занялась созданием целого ряда моделей с верхним расположением распредвала, который стал называться серией моделей Manxman. Поразительной также в своем роде была серия двухтактных одноцилиндровых моделей с жидкостным охлаждением объемом 249 см3, запущенная в производство в 1933 г., а венчала эту серию модель D9 Viking.
Несмотря на эти прекрасные машины, успех был весьма умеренным, а хлебом с маслом для компании были более непритязательные двухтактные модели. Запустив в 1937 г. в производство модель Autobike с двигателем Villiers объемом 98 см3, ставшую предшественником пассажирских мопедов, они и после окончания 2-й мировой войны продолжали вести производство в той же сдержанной манере.
Кстати, Excelsior также выпустил для компании Corgi двухтактную модель Sprite с двигателем объемом 98 см3 и модель Wellbike, которую военные использовали во время 2-й мировой войны.
Модель Consort, которая с самого начала, несмотря на ее топорность, хорошо продавалась, имела всего две скорости, мощность 2,8 л.с. и нечто, похожее на подвеску. Модель Talisman, хотя и была совсем другого, много более добротного плана, особым успехом не пользовалась. Появившаяся в начале 1960-х гг. модель Monarch, производство которой было предпринято в попытке состричь купоны на мотороллер-ном буме, имела столь же малый успех, и Excelsior свернула свою деятельность в 1965 г. Завод был продан концерну Britax.
Excelsior Manxman 250 Roadster (1936)
Машина появилась из-за того, что ее создателей, Хэтча и Уокера, пугала перспектива передачи столь сложного агрегата, как Mechanical Marvel, в частное пользование. Взамен этого, Хэтч — главный конструктор двигателей компании Blackburne — создал менее сложную одноцилиндровую модель с распредвалом верхнего расположения, в которой использовался обычный распределительный вал с коническим шестеренчатым приводом.
Модель Excelsior Manxman с двигателем объемом 348 см3 и модернизированной подрессоренной рамой в гонке на кольце Кэдвэл-парк в Англии.
Двигатель: 246 см3, с распредвалом верхнего расположения, одноцилиндровый, 63х79 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 16 л.с. при 5000 об./мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 135 кг
Максимальная скорость: 121 км/ч
Модель Manxman была впервые продемонстрирована с двигателем объемом 248 см3 на лондонской выставке мотоциклов в Олимпии, 1934 г. В 1936 г. была выпущена гоночная четырехклапанная версия мотоцикла, которая занимала вторые места на трековых гонках среди легких машин в 1936 и 1937 гг.
Модель Manxman со стандартной сбалансированной жесткой рамой. Добротно сконструированная четырехклапанная одноцилиндровая модель выпускалась с двигателями объемов 250, 350 и 500 см3.
Excelsior Talisman (1949)
Модель Talisman была представлена широкой публике в конце 1949 г. Отличительной чертой двухцилиндрового двигателя был составной под углом 180° коленчатый вал — конструкция, которая 20 лет спустя стала стандартной для всепобеждавших японских машин. Однако в этой модели не применялась блочная конструкция. Вместо этого, четырехступенчатая коробка передач Albion крепилась болтами к задней части двигателя.
Несмотря на относительно передовые технические характеристики, двухтактная двухцилиндровая модель Talisman не имела успеха на рынке. На рисунке представлен образчик ранней модели с двигателем объемом 244 см3.
Двигатель: 244 см3, двухтактный, двухцилиндровый с параллельно установленными цилиндрами, 50х62 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 12 л.с. при 4000 об./мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 113 кг
Максимальная скорость: 105 км/ч
В 1953 г. появилась модель Talisman Sport, оснащенная настоящей качающейся рычажной подвеской, двумя карбюраторами Amal и большим оребрением головки цилиндра для лучшего охлаждения.