В 1932 г. завод Jawa выпустил свой первый двухтактный мотоцикл с британским двигателем Villiers. Представленная на рисунке модель середины 1930-х гг. была оснащена двигателем конструкции Jawa.
Следующий шаг был сделан с появлением ведущего английского инженера Джорджа Патчета (George Patchett), который пришел на завод Ява в 1930 г. Именно Патчет принес известность неоперившейся чешской фирме серией таких своих замечательных конструкций, как гоночный мотоцикл с двигателем объемом 500 см3 с кулачковым механизмом. В 1932 г. Jawa выпустила свои первые легкие по-современному выглядевшие мотоциклы с английскими двигателями Villiers объемом 173 см3 с дефлекторными поршнями. Серию дорожных мотоциклов продолжили машины, оснащенные двухтактными двигателями или двигателями с боковым расположением клапанов. В отличие от выпускавшихся по лицензии двигателей Villiers и Wanderer, эти были целиком сконструированы Патчетом, но с началом войны в 1939 г. Патчет вернулся в Англию.
В ходе войны заводу удалось тайно вести конструирование и разработку новой серии мотоциклов для производства в послевоенный период. Одной из этих разработок была ультрасовременная модель с двухтактным одноцилиндровым двигателем блочной конструкции объемом 248 см3 с автоматическим сцеплением (которое на многие последующие годы стало отличительной чертой серийных дорожных мотоциклов Jawa),телескопическими передними вилками и плунжерной задней подвеской.
В 1947 г. Jawa поглотила конкурирующий завод Ogar и выпустила совершенно новую модель с двухтактным двухцилиндровым двигателем объемом 346 см3, в котором использовались многие рабочие детали одноцилиндрового двигателя объемом 248 см3. В это же время появились первые послевоенные гоночные мотоциклы. Это были сконструированные Вацлавом Склена-ром (Vaclav Sklenar) машины с вертикально расположенными двухцилиндровыми двигателями размерами 348 и 498 см3 с двумя верхними распредвалами в двух вариантах: с турбонаддувом и без оного.
В конце войны завод Jawa был национализирован, а в 1949 г. после установления коммунистического управления были объединены два издавна соперничавших предприятия — заводы Jawa и CZ. В это время завод Jawa был официально уполномочен вкладывать деньги в спортивную продукцию. Фирма начала принимать участие в шоссейно-кольцевых гонках с новой двухцилиндровой машиной с параллельно установленными цилиндрами, а также во внедорожных соревнованиях.
С этого момента начались годы славы марки Jawa в Международных шестидневных мотоциклетных соревнованиях. Чехословакия выигрывала соревнования за Приз Наций (Trophy) в 1958, 1959 и 1962 гг. и семь раз выигрывала этот приз на одноцилиндровых двутактных мотоциклах Jawa классов 250, 350 и 360 см3 в 1970-х гг. — в 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1977 и 1978 гг.
В июле 1954 г. на этой машине с двухцилиндровым двигателем объемом 498 см3 с двумя верхними распредвалами гонщик Ян Костер (Jan Koster) в Запдвоорге (Голландия) одержал первую победу, выиграв у именитых британских и голландских гонщиков.
Хотя мотоциклы Jawa никогда не добивались в шоссейно-кольцевых гонках тех же успехов, что и в кроссе, в период с начала 1950-х до середины 1970-х гг. они постоянно вели острую борьбу за высокие места, используя четырехтактные двухцилиндровые (с параллельным расположением) двигатели объемом 500, а затем и 250 и 350 см3 с двумя верхними распредвалами.
После поглощения завода Eso в конце 1960-х гг. Jawa стала крупнейшим в мире производителем мотоциклов для спидвея. На рисунке представлена модель 1994 г.
В 1960-е г. завод Jawa вступил с новым мотоциклом класса 350 см3, созданным на базе модели с двигателем меньшего объема. Но в этом двухцилиндровом, с параллельным расположением цилиндров двигателе объемом 347,7 см3 (59х63,5 мм) с двумя верхними распредвалами в задней части двигателя между цилиндрами имелся вертикальный вал, который с помощью конических шестерен приводил в движение распредвал впускной системы, а лежащий вдоль верхней части двигателя горизонтальный вал осуществлял дальнейшую передачу на распредвал выпускной системы. Каждый из двух раздельных цилиндров был отлит из легкого сплава, в то время как гильзы цилиндров были стальными. Вместо сухого поддона и отдельного масляного бака, в данном случае маслом был заполнен поддон с глубоким оребрением. Позже стали использовать двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр, но он оказался не столь надежным, как первый — с двумя клапанами.
В середине 1960-х гг. Jawa поглотила концерн Eso, а вместе с ним и его двигатель для спидвея. Продукция завода по производству двигателей Eso имела огромный мировой успех, его последняя версия четырехклапанного двигателя используется до настоящего времени.
Хотя в 1950-х гг. Jawa производила и продавала дорожные двухцилиндровые мотоциклы класса 350 см3 с одним верхним распредвалом, практически все ее одно- и двухцилиндровые послевоенные дорожные мотоциклы, за исключением машины середины 1980-х гг. с двигателем Rotax объемом 500 см3, были двухтактными. Даже сегодняшнее серийное производство завода Ява сосредоточено на выпуске двухтактных машин.
Jawa 500 OHC Twin (1969)
Если двухтактные мотоциклы Jawa 250/350 приносили основной доход пражской компании, то серии четырехтактных двухцилиндровых машин создали престиж заводу в первые послевоенные годы.
Дорожный двухцилиндровый мотоцикл Jawa объемом 488 см3 с двумя верхними распредвалами впервые выехал с завода в 1949 г. На рисунке представлена более поздняя модель (1955 г.) с тормозами во всю ширину колес и сдвоенным сидением.
Двигатель: 488 см3, с двумя верхними распредвалами, двухцилиндровый с параллельным расположением цилиндров, с воздушным охлаждением
Мощность: 28 л.с. при 5500 об/мин. Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 156 кг
Максимальная скорость: 146 км/ч
Первые известия о предстоящем выпуске двухцилиндровой модели с двумя верхними распредвалами стали поступать в 1948 г. Прототип машины с двигателем объемом 488 см3 (65х73,6 мм) впервые был опробован в дорожных условиях в начале 1949 г. Привод распредвалов осуществлялся с помощью валов и конических шестеренчатых передач. В машине использовались один 24-миллиметровый карбюратор Jikov и четырехступенчатая коробка передач с ножным переключением.
Потребовалось еще три года, прежде чем модель под кодовым номером 15/01 была запущена в производство в 1952 г. В системе смазки из разряда с сухим поддоном предусматривалось наличие масляного насоса и отдельного масляного бака емкостью 4,5 литра. Максимальная мощность двигателя была 26 л.с. при 5500 об./мин. Разработанная на основе одноцилиндровой с двумя выпусками двухтактной модели 250 Jawa Springer рама была усилена с учетом дополнительных мощности и веса телескопическими с масляной смазкой передними вилками и плунжерной задней подвеской. При сухом весе 155 кг Jawa должна была развивать скорость 140 км/ч.
К сезону 1953 г. была выпущена усовершенствованная модель 15/02 с более мощным двигателем (28 л.с.) и максимальной скоростью 146 км/ч. В 1954 г. на модели было установлено сдвоенное сидение, а затем и массивные, во всю ширину колеса тормоза.
Но уровень продаж модели был невысоким. В 1958 г. завод прекратил ее производство.
Jawa 350 GP V-Four (1969)
Первый прототип V-образной четырехцилиндровой модели GP был создан в июне 1967 г. У ее двигателя был такой же, как у четырехцилиндровых моделей Yamaha, V-образный развал, хотя следует отметить, что конструкторы создавали свой двигатель независимо от Yamaha. Технология работы двух коленчатых валов, как и их шестеренчатые передачи, были во многом заимствованы у V-образной двухцилиндровой модели класса 125 см3. Всасывание вновь обеспечивалось тарельчатыми клапанами, которые конструктор Зденик Тихи (Zdenik Tichy) считал незаменимыми при предельных режимах работы. Двигатель объемом 344,5 см3 (48х47,6 мм) имел степень сжатия 16: 1 и работал в диапазоне 9000-13500 об./мин. Привод на заднее колесо осуществлялся с помощью цепи через семиступенчатую коробку передач.
Сконструированный Зденеком Тихи V-образный четырехцилиндровый мотоцикл Jawa 350 отличался тарельчатыми клапанами и водяным охлаждением. Выход мощности двигателя был 70 л.с. при 13000 об./мин.
Двигатель: 344,5 см3, двухтактный, с поворотным клапаном, V-образный четырехцилиндровый, 48х47,6 мм, с водяным охлаждением
Мощность: 70 л.с. при 13000 об/мин.
Коробка передач: семиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 265 кг
Максимальная скорость: 258 км/ч
К середине 1968 г. V-образная четырехцилиндровая модель класса 350 см3 закончила все этапы гонок Гран При. Эта машина, развивавшая скорость 258 км/ч была единственным серьезным конкурентом марки MV и гонщика Джакомо Агостини (Giacomo Agostini). Когда машина наконец была снабжена электронным зажиганием двигатель обрел мощность 70 л.с. и равные с ранее недосягаемым трехцилиндровым MV рабочие характеристики. Перед приближавшимся этапом на трассе Захсенринг в Восточной Германии многие полагали, что этот этап может выиграть Jawa с гонщиком Биллом Айви (Bill Ivy).
Jawa Model 6 Series Enduro (1970)
В 1970-х гг. арена эндуро полностью принадлежала марке Jawa. В 1968 г. было проведено испытание новой рамы, которая оказалась такой удачной, что ее использовали во всех мотоциклах команды во время Международных шестидневных соревнований 1969 г. Конструкция новой рамы предусматривала наличие двух изогнутых под силовой агрегат нижних труб, а также двух верхних труб, тянущихся от рулевой колонки назад до опорных труб сидения. Для дополнительной поддержки третья труба тянулась от основания рулевой колонки до соединения с другими в районе трубной опоры сидения.
Модель Jawa 653 представляла собой одноцилиндровый двухтактный мотоцикл класса 350 см3 для гонок эндуро, который доминировал в этом виде спорта, включая знаменитые Международные шестидневные соревнования на протяжении 1970-х гг.
Двигатель: 344 см3, двухтактный, одноцилиндровый, 78х72 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 36 л.с. при 6200 об/мин.
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 158 кг
Максимальная скорость: 150 км/ч
Комплект передних вилок и тормозов был взят из кроссовой модели CZ, а ход заднего качающегося рычага контролировался обычным двойным амортизатором. Для обеспечения еще большей прочности задняя дюралюминиевая ступица была не литой, а кованой.
Головка цилиндра с массивными ребрами (с двумя заглушками) была изготовлена из легкого сплава, из легкого сплава же был выполнен и сам цилиндр, но с чугунной гильзой. Как в верхней, так и в нижней компоновках головок шатуна использовались игольчатые подшипники. Конструкция коленчатого вала была необычна тем, что представляла собой, по сути, цельную электронную отливку, при этом слева имелась крышка для доступа к нему. С правой стороны имелся доступ к встроенной в блок пятиступенчатой коробке передач. Кроме придания особой прочности, цельная отливка позволяла, не снимая двигатель с рамы, демонтировать коленвал и шестеренчатые передачи.
Серия моделей Jawa для гонок эндуро 652, 653 и 654 классов 250, 350 и 500 см3 доминировала в Международных шестидневных гонках 1970-х гг. Они выигрывали командные соревнования на Приз Наций (Trophy) в 1970-1974, в 1977 и 1978 гг. и Кубковые соревнования в 1970-1972, 1974, 1976, 1977 и 1979 гг.
Jawa Speedway Model 897 (1986)
В виду того, что Jawa поглотила компанию Eso в конце 1960-х гг, первым двигателем марки Ява для гаревых мотоциклов стал усовершенствованный двигатель завода Eso.
Модель 897 мотоцикла для спидвея марки Jawa 1986 г. была оснащена четырехклапанным двигателем объемом 496 см3 с одним верхним распредвалом, с воздушным охлаждением, мощностью 69 л.с. при 8800 об/мин.
Двигатель: 496 см3, с одним верхним распредвалом, четырехклапанный, одноцилиндровый, 85х87 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 69 л.с. при 8800 об/мин.
Коробка передач: отсутствует
Главный привод: цепной
Вес: 82 кг
Максимальная скорость: 129 км/ч
К середине 1980-х гг. чешский завод стал крупнейшим в мире производителем двигателей и мотоциклов для гонок по гаревой дорожке и длинному треку, причем 95% процентов заводской продукции поставлялось на экспорт по всему Земному шару.
Двигатель представлял собой одноцилиндровый четырехклапанный силовой агрегат объемом 496 см3 (85х87 мм) с одним верхним распредвалом, с вертикально установленным цилиндром и головкой из сплава. Кованый поршень с двумя кольцами опирался на кованый дюралюминиевый шатун с впрессованной бронзовой втулкой для поршневого пальца и кольцом из закаленной стали для подшипника нижней головки. Сами маховики были подвергнуты особой закалке, что позволяло неоднократно менять шатунные шейки коленчатого вала.
Привод коленвала осуществлялся с помощью однорядной цепи. Распредвал предлагался в четырех вариантах с различной высотой подъема клапанов, что позволяло гонщику отдавать предпочтение тем или другим мощностным характеристикам.
Что касается зажигания, то магнето было предоставлено фирмой PAL, а катушка зажигания - фирмой Bosch. Кроме того, использовались 34-миллиметровый карбюратор производства итальянской фирмы Dell'Orto и воздушный фильтр фирмы К&N. Во избежание вибрации, которая могла повлиять на качество работы двигателя, карбюратор монтировался не жестко.
Смазка осуществлялась с помощью пары насосов, при этом можно было проверять и регулировать количество ее подачи. Масло (по инструкции основу смазочной смеси должно составлять касторовое масло) содержалось в верхней трубе рамы и подавалось вниз для смазки узлов двигателя. Отработанное масло поступало в маслосборочный бачок, который опорожнялся через одну или две гонки.