Марка Eso была основана Вацлавом Станиславом и Ярославом Шимаидлом в 1949 г. Эта модель S45 для гонок по гаревой дорожке выпускалась с 1950 г. и была оснащена верхнеклананным двигателем объемом 499 см3.
Станиславу удалось купить шатун для своего двигателя JAP, но ему также был нужен распределительный вал, и его друг Шимандл предложил сделать его самим. Когда Станислав высказал сомнение в их способностях, Шимандл разошелся и заявил, что он вообще может сделать двигатель целиком, при этом добавил, что его двигатель будет лучше, чем JAP. И действительно, он сделал, причем не один, как обещал, а целых восемь двигателей, четыре из которых были предназначены для запчастей. Шимандл был убежден, что на этом его конструкторская деятельность закончена, однако интерес со стороны таких официальных организаций, как чешский Спортивный комитет и Motokov обернулся дальнейшим развитием проекта. Одним из первых по-на-стоящему коммерческих решений было представление нового двигателя в Швеции позже в 1949 г. Первый двигатель Eso объемом 499 см3 был сконструирован на базе двигателя JAP, который в то время находился в производстве уже двадцать лет. Успех Eso привел не только к увеличению числа заказов, но и к участию в шоссейных гонках и трековых соревнованиях. В начале 1950-х гг. Eso переживала быстрый рост, и в результате появился новый двигатель с коротким ходом поршня. Двигатель под кодовым названием 5-45 (поскольку испытания вскоре подтвердили его мощность 45 л.с.) имел объем 497 см3 при параметрах диаметра цилиндра и ходя поршня 88 х 81,7 мм, которые оказались идеальными для длинных песчаных треков Европы, где первостепенную важность имела конечная скорость.
В 1954 г. главным конструктором стал Ярослав Червинка (Jaroslav Cervinka), который позже заслужил славу как создатель четырехтактного двигателя для спидвея Java.
Следующим шагом, предпринятым в январе 1964 г., было слияние Eso с Java, в результате чего Eso утратила своеобразие. В течение последующих десятилетий двигатели для гаревых мотоциклов марки Java (читай — Eso) занимали доминирующее положение в гаревом спорте.