В течение 1990-х гг., используя свой громадный опыт, Derbi выпускала дубликаты гоночных моделей, оказавшиеся машинами с самыми высокими техническими характеристиками.
Симеон Рабаса Сингла (Simeon Rabasa Single) зарегистрировал компанию под названием Derbi в 1944 г. в г. Моллет вблизи Барселоны, а позже, в 1950 г., она была переименована в Nacional Motor S.A.
Фирма вышла на рынок моторного транспорта в 1949 г., используя инициалы основателя SRS для двухскоростной модели с двухтактным двигателем объемом 49 см3 и с самыми обычными техническими характеристиками. В 1950 г. они выпустили свой первый настоящий мотоцикл под названием Derbi, произошедшим от Derivados de bicicletus, что на испанском означает производный от велосипеда. Машина была оснащена одноцилиндровым, с двухпутевым газораспределением, двухтактным, объемом 250 см3 двигателем конструкции Java, совмещенным в одном блоке с четырехступенчатой коробкой передач. Блок крепился на консольной раме с телескопическими вилками и плунжерной задней подвеской, что было прогрессивным для того времени.
Вскоре за моделью класса 250 см3 последовали другие: класса 90,100, а позже и 125 см3, причем у последней модели была торсионная вильчатая задняя подвеска. В 1953 г. ассортимент пополнился мотороллером с двигателем объемом 98 см3, трехступенчатой коробкой передач и плунжерной задней подвеской, за которым в 1955 г. был выпущен еще один вариант подобного мотороллера с двигателем объемом 125 см3. Производство этих двух моделей продолжалось до 1957 г. В том же году появилась и самая крупная двухцилиндровая четырехскоростная машина класса 350 см3 с характеристиками и техникой исполнения, ставшими визитной карточкой данной марки.
Модели серии Derbi Senda были созданы для гонок «эндуро» с соблюдением высоких стандартов использования лучших технологий во всех областях — это отличительная черта компании.
В таком ассортименте модели производились до начала 1960-х гг., когда в Derbi отказались от производства крупных машин с тем, чтобы сосредоточить все усилия на выпуске машин малых классов — от 50 до 125 см3, особенно самых маленьких, спрос на которые был очень велик. Разрекламировать марку в компании решили посредством участия их машин в соревнованиях по кольцевым гонкам, мотокроссу и многодневным гонкам, при этом были достигнуты некоторые успехи. Тогда в 1962 г., будучи еще неизвестными за пределами Испании, они вышли на мировую арену, приняв участие в проведенном впервые в Испании на узком кольце Montjuich Park в Барселоне этапе чемпионата мира в классе 50 см3. На эту гонку они выставили Хосе Бускетса (Jose Busquets) на Derbi с впускным тарельчатым клапаном и восьмиступенчатой коробкой передач, который после продолжавшейся в течение всей гонки дуэли финишировал вторым вслед за одержавшим победу мотоциклом Kreidler, оставив далеко позади модели Honda.
Легкая модель Derbi класса 50 см3 1970-х гг. Машина могла быть оснащена как трех-, так и четырех-сгуненчатой коробкой передач.
Значительных успехов они добились также и в соревнованиях по мотокроссу, успешно выступали в гонках по дорогам Испании и Франции. На уровне мировых чемпионатов они всегда составляли жесткую конкуренцию в классе 50 см3, хотя выступали далеко не на всех этапах. В 1964 г. на одной из их машин выступал Анхель Нието (Angel Nieto), который по количеству побед на этапах и по титулу уступил только Агостини (Agostini) и стал вице-чемпионом.
Побочным продуктом гоночной конструкторской программы стала серийная упрощенная гоночная модель класса 50 см3, с двухтактным двигателем с воздушным охлаждением и пятиступенчатой коробкой передач, которая тем не менее оказалась конкурентоспособной на состязаниях местного уровня. Это повлекло за собой создание двух спортивных дорожных моделей класса 50 и 75 см3, на которых двигатель свисал с поперечной рамы. Эти модели были четырехскоростными, отличались хорошими эксплуатационными качествами и изящными формами, из которых особо выделялось удлиненное гоночное сидение. Поступили также в продажу наборы инструментов для обеих моделей, что позволило многим молодым испанцам попробовать свои силы в дорожных гонках.
Для внедорожного триала Derbi выпустила модель класса 50 см3 Diablo, созданную на основе дорожной машины, в конструкцию которой внесли необходимые изменения и заменили колеса.
Параллельно указанному выше производству продолжался выпуск мопедов, что было обусловлено изменениями в законодательстве, разрешившего юным испанцам ездить на них. Наряду с этим появилась модель для триала класса 75 см3 для приверженцев внедорожного экстрима. Успех превзошел все ожидания. Компания Derbi превратилась в крупнейшую в Испании и стала основным производителем целого ряда простых, надежных, качественно выполненных и дешевых машин.
Для шоссейных гонок они сконструировали V-образную двухцилиндровую модель класса 125 см3 с необычным расположением цилиндров (один над другим под острым углом), редукторными коленвалами и тарельчатыми клапанами, однако эта модель так и не стала конкурентоспособной. Другое дело модели класса 50 см3. В этом классе отчаянно бились Derbi, Suzuki и Kreidler, в 1967 и 1968 гг. (год, когда Барри Смит выиграл соревнования ТТ), испанская фирма занимала почетные места в гонках Гран При.
Подлинная слава пришла в 1969 г., когда Анхель Нието стал чемпионом мира в классе 50 см3 и повторил свой успех в следующем 1970 г. В этом же году они выставили на соревнования новую двухцилиндровую, с водяным охлаждением модель класса 125 см3, которая выиграла свой первый этап, а по сумме всех этапов закончила соревнования второй. В следующем 1971 г. Нието завоевал на ней титул чемпиона мира. Он продолжил успешные выступления в чемпионате мира в 1972 г., когда в третий раз завоевал чемпионский титул в классе 50 см3. На некоторые соревнования 1971 г. компания выставляла также модель класса 250 см3, но она имела ограниченный успех, хотя и выиграла гонку в Австрии в 1972 г.
Компания решила отказаться от участия в гонках в конце 1972 г. В это время Derbi отмечала полувековой юбилей своей деловой активности, и планировала строительство нового завода. В 1973 г. они предложили Анхелю Нието модель Replica класса 50 см3, однако ее внешний вид оказался лучше, чем эксплуатационные характеристики.
Мопеды продолжали оставаться основным видом продукции и отличались большим разнообразием моделей, тем не менее в 1976 г. была выпущена новая двухцилиндровая модель с первоначальным объемом двигателя 187 см3, который вскоре был увеличен до 199 см3. Модель была оснащена шестиступенчатой коробкой передач, при красивом дизайнерском исполнении она не отличалась новаторскими техническими решениями. В 1980-х гг. ее корпус был удлинен до 217 см. В 1982 г. компания вернулась на рынок мотороллеров с моделью класса 80 см3, оснащенного установленным почти горизонтально двигателем с пластинчатыми клапанами и приводом на преобразователь оборотов. В модели использовались колеса диаметром 25 см. Начиная с этой модели, компания продолжила производство мотороллеров разных размеров.
Стиль и эксплуатационные качества значат все для машин малых классов, а дубликату гоночной модели Derbi 1991 г. с ее новыми техническими характеристиками присуще как то, так и другое.
Возвращение Derbi на арену Гран При произошло в 1984 г. для участия (при очень жесткой конкуренции) в гонках в классе 80 см3, который пришел на смену классу 50 см3. В 1986 г. в борьбе за титул чемпиона мира их гонщики Хорхе Мартинес (Jorge Martinez) и Мануэль Эррерос (Manuel Herreros) выиграли соответственно первое и второе места и повторили этот успех в 1987 г. В 1988 г. Мартинес вновь завоевал чемпионский титул уже в классе 125 см3, а в 1989 г. Эррерос выиграл последний чемпионат мира в классе 80 см3. Этот класс был исключен из соревнований Гран При, а к перечню выдающихся достижений фирмы добавился десятый чемпионский титул.
Derbi и сейчас производит целый ряд малообъемных двухтактных машин, успешно удовлетворяющих потребности рынка.
Derbi Cross (1975)
Класс 50 см3 был на протяжении многих лет коньком компании Derbi. Они производили модели этого класса для дорожных, кроссовых, кольцевых гонок и для триала. Модель Derbi Cross была оснащена двухтактным двигателем блочной конструкции с воздушным охлаждением, с рабочим объемом цилиндра 48,8 см3 с головкой из сплава, коробкой передач, приводимой в действие с помощью геликоидальных зубчатых колес. Для этой модели характерны тонкие телескопические передние вилки и торсионная вильчатая задняя подвеска, направляемая сдвоенными пружинами. Колеса со спицами были оснащены ободами из алюминиевого сплава производства фирмы Akron и барабанными тормозами спереди и сзади. У машины были жесткие рычаги управления, высоко расположенная выхлопная труба, хороший клиренс (дорожный просвет) и гибкие крылья, расположенные достаточно высоко над колесами, что характерно для внедорожников.
За основу двигателя модели Derbi Cross был взят силовой блок дорожного мотоцикла, но установленный на вытянутую трубчатую раму с поднятой выше выхлопной трубой и более приемлемой подвеской.
Двигатель: 48,8 см3, двухтактный, одноцилиндровый вертикального расположения, 38х43 см, с воздушным охлаждением
Мощность: 4 л.с при 5700 об./мин
Коробка передач: совмещенная в блоке четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 52 кг
Максимальная скорость: 76 км/ч
Cross имел прочные связи с другими моделями Derbi класса 50 см3, в частности, Tricampeona, хотя последняя имела прессованную стальную раму, низко расположенную выхлопную трубу, три или четыре передачи и полное дорожное оснащение. В любом случае модели Derbi всегда отличались как отличным стилем, так и хорошими эксплуатационными качествами, и хорошо продавались во многом благодаря успехам компании в гонках.
Derbi Works 125 (1970)
Конкурентный на уровне чемпионатов мира в классе 50 см3 с самого начала их организации в 1962 г. гоночный мотоцикл Derbi был оснащен двигателем с воздушным охлаждением и тарельчатыми клапанами, восьмиступенчатой коробкой передач. На первом этапе машина финишировала второй сразу вслед за победителем. Двумя годами позже за фирму стал выступать Анхель Нието, который на мотоциклах Derbi выиграл пять из своих 13 чемпионских титулов — три в классе 50 см3 в 1969,1970 и 1972 гг. и два в классе 125 см3 в 1971 и 1972 гг.
Анхель Нието завоевал для Derbi пять титулов чемпиона мира в классах 50 и 125 см3. На рисунке он представлен в характерной для него манере езды в гонке на мотоцикле класса 125 см3.
Двигатель: 123,97 см3, двухтактный, двухцилиндровый с наклонным параллельным расположением, 43,4х41,9 мм, с водяным охлаждением
Мощность: 34 л.с. при 14500 об./мин
Коробка передач: совмещенная в блоке, шестиступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепной
Вес: 85 кг
Максимальная скорость: 225 км/ч
Все мотоциклы класса 125 см3 были оснащены двухцилиндровыми двигателями с водяным охлаждением, при этом для уменьшения габаритной высоты цилиндры устанавливались под приличным наклоном. На каждой стороне было по тарельчатому клапану с приводом на шестиступенчатую коробку передач, встроенную справа в одном блоке с двигателем. Образующиеся в расширительной камере выхлопные газы проходили под блоком, установленным на трубчатой раме с традиционной подвеской, колесами со спицами, оснащенными спереди и сзади барабанными тормозами с двумя прижимными колодками.
Эта модель, впервые объявившаяся в середине соревновательного сезона 1970 г. на бельгийском этапе Гран При, победила там, после чего выиграла еще три этапа и финишировала в чемпионате второй. Гонщиком на этой модели был Нието, который следующие два года подряд завоевывал чемпионский титул в острой борьбе с сильными соперниками. К этому времени мощность мотоцикла с начальных 34 л.с. почти была доведена до намеченных 40 л.с., но в конце этого (1972) года компания прервала свое участие в гонках на длительный срок до 1980 г.