Сконструированная Эдуардо Джиро в 1965 г. модель Ossa 175 Sport могла развивать скорость 145 км/ч. В том же голу мотоциклы этой модели неожиданно завоевали два первых места в 24-часовой гонке в Барселоне.
В довоенные годы Джиро был заядлым мотоциклистом и сначала гонял по улицам, а потом и на гоночном кольце. Однако с началом в Испании в 1936 г. Гражданской войны неуместной стала всякая мирная деятельность, в том числе и занятия мотоспортом.
Гражданская война завершилась только в 1939 г., а ввиду того, что во время 2-й мировой войны Испания не могла закупать никакие транспортные средства за рубежом, Джиро вместе с единомышленниками решили сами производить мотоциклы. Джиро создал проект двухтактного мотоцикла класса 125 см3, который, правда, так и не прошел стадию прототипа, и всегда утверждал, что именно он предоставил начинающему свою деятельность концерну Montesa двигатель, на основе которого впоследствии была создана первая серийная модель этого концерна.
Отметив успех марки Montesa, Джиро приступил к созданию проекта и конструкции другой машины. Это была модель с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 123,6 см3 (54х54 мм), что само по себе, наверное, не удивительно, но она отличалась от машин Montesa того времени центральным расположением выпускного отверстия. Оснащенная трехступенчатой коробкой передач небольшая Ossa мощностью 5 л.с. при 4500 об./мин. развивала скорость 75 км/ч.
С этой первой машины началось создание серии дорожных машин, а также специально подготовленных версий для участия в тяжелых испытаниях Международных шестидневных гонок 1950-х гг.
В 1954 г. появилась усовершенствованная модификация модели класса 125 см3, а в 1958 г. была выпущена версия с увеличенным до 149 см3 (58х56,4 мм) объемом двигателя. В этом же году появилась четырехтактная дорожная машина класса 175 см3 с явными признаками итальянского влияния. Однако 1959 г. ознаменовался возвратом к двухтактным машинам, так как в этом году состоялся дебют более спортивного варианта уже испытанной модели класса 125 см3.
В начале 1960-х гг. испанская мотопромышленность оказалась в трудном положении, и уровень продаж мотоциклов Ossa, как и других производителей, резко снизился. Именно в этот период в компанию отца пришел Эдуардо Джиро (Eduardo Giro). Его инженерный талант впервые проявился в 15-летнем возрасте, когда он спроектировал и создал модель авиационного двигателя. Скорость вращения этого крохотного агрегата составляла 18000 об/мин. Таким образом был заложен фундамент для осуществленного в 1962 г. первого коммерческого проекта Эдуардо — двухтактного одноцилиндрового двигателя объемом 158,5 см3 (58х60 мм), который стал опорой производства Ossa на многие последующие годы.
На его основе появились двигатели размерами 175 см3 (60,9х60 мм) в 1965 г., 230 см3 (70х60 мм) в 1966 г., а затем в 1972 г. в результате соединения двух одноцилиндровых двухцилиндровый двигатель Yankee объемом 488,5 см1 (72х60 мм). Наконец в 1975 г. появился и одноцилиндровый двигатель объемом 244,3 см3 (72х60 мм).
Большая часть этих двигателей использовалась не только в серийном производстве машин, но и в спортивных машинах, предназначенных для шоссейно-кольцевых гонок, мотокросса или многодневных и многочасовых гонок. Что касается применения их в гоночных мотоциклах, то новый, сконструированный Эдуардо Джиро двигатель впервые был применен в модели 175 Sport в 1965 г. В стандартной дорожной версии этот двигатель мощностью 19 л.с. при 7200 об./мин. развивал скорость 145 км/ч, а два новых гоночных мотоцикла в том году в 24-часовой гонке в Барселоне произвели фурор, заняв первое и второе места в своем классе.
Вдохновленные этим успехом и охваченные желанием попытать счастья в более престижном гоночном классе инженеры завода Ossa увеличили объем двигателя до 230 см3. Результатом стала безоговорочная победа Карлоса Джиро (Carlos Giro) и Луиса Иглесиа (Luis Yglesia) на машине 230 Спорт в 24-часовой гонке в Барселоне в 1967 г. Их гоночный рекорд длиной 662 круга продержался в течение нескольких лет.
Компания Ossa приступила также к разработке машины для выступлений в шоссейно-кольцевых гонках Гран При. О выступлениях Сантьяго Эрреро на этой машине речь пойдет отдельно.
К этому времени Ossa, подобно компаниям Bultaco и Montesa, стала проявлять интерес к внедорожному спорту. Этот интерес объяснялся тем, что из-за наплыва автомобилей Fiat, выпускавшихся по лицензии испанским государственным автозаводом Seat, на отечественном рынке наблюдалось резкое снижение спроса на дорожные мотоциклы.
Эта машина дли мотокросса класса 250 см3 была создана как следствие постоянного интереса компании Ossa к внедорожному спорту. Именно эта модель была выпущена в 1978 г.
Незадолго до этого было принято решение о проведении соревнований в классе 250 см3 в ранге чемпионата мира, и здесь открывались реальные возможности сбыта внедорожных спортивных мотоциклов (для мотокросса и эндуро), особенно в США. Кроме того, заводы Bultaco и Montesayxe производили мотоциклы эндуро и экспортировали их во многие страны, включая Великобританию.
Первым заводским внедорожным гонщиком экстра-класса иностранного происхождения в компании Ossa был Мик Эндрюс (Mick Andrews). В начале 1970-х гг. находившийся в расцвете сил Эндрюс завоевал для компании титулы чемпиона Британии и Европы по многодневным гонкам. Реплики этих машин продавались сотнями. В это же время Эндрюс представлял компанию в кроссовых гонках и гонках эндуро. Компания Ossa объявила о выпуске в 1972 г. ставшей знаменитой модели MAR (Mick Andrews Replica), и вскоре для удовлетворения спроса заводу пришлось выпускать не менее 300 таких машин в месяц. Однако в 1973 г. Эндрюс перешел в компанию Yamaha, где стал работать разработчиком, используя приобретенной в компании Ossa опыт во благо своего нового работодателя.
Мотоцикл для триала Ossa 350 выпуска 1976 г. был оснащен пятискоростным одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом 310 см3 (65х77 мм).
Период с середины до конца 1970-х гг., несмотря на состоявшийся дебют прототипа внедорожной модели с двигателем объемом 310 см3 (65х77 мм), не был благоприятным для компании Ossa. Эта модель предназначалась для запуска в производство в следующем сезоне.
В марте 1978 г. компанию Ossa от финансового краха спасло испанское правительство, но последствия этого преследовали компанию до самого конца вплоть до середины 1980-х гг., и зачастую приходилось ограничивать разработки из-за финансовых проблем. Не помогло возрождению былой славы и возвращение в компанию Мика Эндрюса.
Последняя партия настоящих триаловых спортивных моделей была выпущена заводом Ossa в 1983 г., а производство мотокроссовых машин было прекращено несколькими годами ранее.
Что касается дорожных мотоциклов, то была запущена в производство новая серия моделей Urbe — современный вариант модели Ariel Leader. Но даже это не смогло остановить сползание марки вниз по спирали.
Конец старому семейному бизнесу пришел в 1984 г., и марка обрела новое лицо как рабочий кооператив под названием Ossamoto. Однако, как и британская компания Triumph, она не имела успеха и свернула свою деятельность к концу 1985 г. Перестала существовать марка с клеверным листом в качестве эмблемы.
Ossa 250 GP (1969)
Для модели 250 GP самой первой гонкой стал испанский этап Гран При 1967 г„ когда Карлос Джиро финишировал шестым. Создатель машины Эдуардо Джиро не был удовлетворен результатом и пригласил для участия в гонках Гран При в следующем сезоне чемпиона Испании в классе 250 см1 Сантьяго Эрреро (Santiago Herrero). Оставшееся время было использовано для дальнейшей доработки машины и ознакомления Эрреро с зарубежными трассами гонок.
В 1969 г. представлявший марку Ossa заводской гонщик Сантьяго Эрреро на этом одноцилиндровом мотоцикле с тарельчатыми клапанами и воздушным охлаждением завоевал почетное третье место на чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам в классе 250 см3.
Двигатель: 249 см3, с поворотным клапаном, двухтактный, 70х65 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 42 л.с. при 11000 об/мин.
Коробка передач: шестиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 99 кг
Максимальная скорость: 229 км/ч
Сердцем любого мотоцикла является двигатель, и Эдуардо Джиро отказался от традиционного для Ossa впуска за счет хода поршня в пользу тарельчатого клапана, сулящего лучшие рабочие характеристики. Двигатель с воздушным охлаждением объемом 249 см1 (70х65 мм) отличался семиреберным цилиндром и головкой с таким крупным оребрением, что его верхняя часть была, скорее, похожа на часть двигателя 500, а не 250 см3. Массивный 42-миллиметровый карбюратор Amal был смонтирован с правой стороны картера.
Хотя к 1969 г. двигатель развивал мощность 42 л.с. при 11000 об./мин., главным его достоинством было то, что полезная мощность вырабатывалась уже на таких низких оборотах, как 6500 об/мин., так что применение шестиступенчатой коробки передач в машине было вполне объяснимым.
Первый этап Гран При состоялся на кольце Харама в Мадриде, где Эрреро уверенно финишировал с отрывом от остальных участников, и через неделю на этапе Гран При Западной Германии в Хокенхейме он уверенно вел гонку, пока не сошел с дистанции из-за проблем с зажиганием. В следующий раз двигатель подвел его двумя месяцами позже в Брно (Чехословакия). В период между этими двумя гонками звездный гонщик марки Ossa выиграл еще два Гран При (Франции и Бельгии), один раз финишировал вторым (Восточная Германия) и два раза — третьим (остров Мэн и Голландия). Бельгийский этап Гран При в Спа-Франкошамп Эрреро выиграл, показав среднюю скорость 188,74 км/ч, которая оказалась выше средней скорости гонщика, занявшего второе место на этапе в классе 500 см3. Однако надежды Эрреро на завоевание титула чемпиона мира рухнули из-за аварии на этапе Гран При Ольстера в августе 1969 г.
К сезону 1970 г. мощность мотоцикла была увеличена до 45 л.с., при этом охлаждение двигателя оставалось воздушным, хотя на заводе уже велись эксперименты по применению водяного охлаждения.
Кактолько испанский претендентпо-явился в секторе участников трековой гонки на острове Мэн, многие не спускали глаз с отчаянного пилота Эрреро и его изящной одноцилиндровой машины Ossa с монококовой рамой.
Однако на последнем круге случилась трагедия: Эрреро потерял контроль над мотоциклом и позже скончался от полученных в результате падения травм. После его смерти компания Ossa в память о своем погибшем гонщике отказалась от участия в гонках Гран При.
Тем не менее, результаты гонок предшествовавшего сезона показали, что модель 250 GP марки Ossa была одним из тех очень немногих малобюджетных мотоциклов, на которых можно было побеждать.
Ossa Mick Andrews Replica (1971)
Mick Andrews Replica, или сокращенно MAR, в свое время был самым лучшим триаловым мотоциклом в мире.
Первые триаловые машины марки Ossa появились в 1967 г., но именно британский гонщик Мик Эндрюс, набрав хет-трик в знаменитых шотландских шестидневных соревнованиях, вознес марку Ossa в ранг лучших мотоциклов для изнурительных многодневных гонок. Он также добыл звания британского и европейского чемпиона по триалу наряду с другими международными наградами для этого мелкого испанского производителя.
В начале 1970-х гг. мотоцикл Mick Andrews Replica (MAR) класса 250 см3 был самым лучшим мотоциклом для однодневных триалов в мире.
Двигатель: 244 см3, двухтактный, одноцилиндровый, 60х72 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 17 л.с. при 6500 об/мин.
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 95,5 кг (с осветительным оборудованием)
Максимальная скорость: 105 км/ч
Триумфальным для Эндрюса и испанской марки стал 1970 г., когда была одержана первая из трех побед на шотландских шестидневных соревнованиях. Однако в то время, когда Ossa должна была бы получать доход от успешных продаж модели MAR, завод в Барселоне оказался затопленным, и производство было налажено почти с годичным опозданием, что вызвало проблемы в обороте наличных средств, и это была первая из многих финансовых трудностей.
0 выпуске мотоцикла Mick Andrews Replica было объявлено в Испании Мануэлем Джиро (Manuel Giro) в октябре 1971 г. Двигатель объемом 244 см3 (60х72 мм) обладал мощностью 17 л.с. при 6500 об./мин. В мотоцикле использовались система зажигания Motoplat, пятиступенчатая коробка передач с двойной цепью в качестве первичного привода. Успех модели был столь очевиден, что модификация Mark 2 с номинальными изменениями появилась только в 1975 г. Уже в 1976 г. появилась версия Mark 3, а это свидетельствует о том, что Ossa стала устаревать.