В 1923 г. состоявшая из отца и сына команда основала еще одну компанию, на этот раз призванную производить полностью монтированные мотоциклы. Название компании Horex появилось от соединения начальных букв Хомбурга и названия марки Rex.
Модель Horex 1938 г. с одноцилиндровым четырехтактным двигателем Columbus объемом 596 см3. Компанией Horex владели отец и сын Фридрих и Фриц Клееманы.
Как, наверное, и следовало ожидать, для вновь образованной марки Horex был выбран двигатель Columbus — верхнеклапанный одноцилиндровый двигатель объемом 248 см3 с трехступенчатой коробкой передач с ручным переключением скоростей. Главный привод был цепным, а рама была типичной для того времени конструкцией из стальных труб и, в соответствии с дизайнерской модой до 1930-х гг., с плоским топливным баком и пружинным седлом. В передней вилке использовался подвешенный на центральной пружине качающийся рычаг с однофрикционным амортизатором.
По мере увеличения спроса на мотоциклы марки Horex в результате участия компании в соревнованиях по кольцевым и кроссовым гонкам, появились мотоциклы и с большими по размерам двигателями. К 1930 г. компания упрочила свое положение на рынке, и темпы производства возросли настолько, что пришлось приобрести лицензию на производство некоторых двигателей у компании Sturmey-Archer. Вдобавок к этому, некоторые ведущие германские мотоциклетные фирмы, в их числе AWD, Тогпах и Victoria, стали все больше пользоваться двигателями Columbus. В конце концов, Horex и Columbus были объединены в результате перевода производства двигателей из Оберузеля в Бад-Хомбург, однако произошло это только после достижения коммерческого успеха благодаря выпуску подвесного велосипедного двигателя Ghom объемом 63 см3.
1930-е гг. принесли еще больший успех производству в Бад-Хомбурге, когда компания Horex привлекла к работе одаренного конструктора Германна Рееба (Hermann Reeb), который создал целый ряд интересных новаторских конструкций, начиная с моделей с одноцилиндровыми двигателями размерами 498 и 596 см3 с боковым и верхним расположением клапанов, а затем моделей с верхнеклапанными двигателями размерами 198, 298 и 346 см3. Наиболее удачные конструкции Рееба были созданы в 1932 г. Это были крупнообъемные двухцилиндровые двигатели с вертикальным расположением цилиндров размерами 598 и 796 см3 с верхним распредвалом с цепным приводом. Привод к верхнему распредвалу располагался с правой стороны блока двигателя и был заключен в большой корпус из сплава, который закрывал большую часть двигателя. В этом заключался единственный серьезный недостаток конструкции, поскольку из-за этого большого корпуса был затруднен доступ к свечи зажигания. Двухцилиндровые двигатели с вертикальным расположением цилиндров были, конечно, и раньше, но не такие. Хотя сегодня повсеместно считается, что марка Triumph и Эдвард Тэрнер (Edward Turner) являются основателями конструкции двигателя с вертикальной установкой цилиндров, марка Horex и Германн Рееб могут оспорить первенство. В середине 1930-х гг. марка Horex добивалась успехов как в демонстрационном зале, так и на гоночном кольце. К примеру, компания располагала не только новыми четырехклапанными двигателями размерами 500 и 600 см3, но и объем двухцилиндрового с параллельным расположением цилиндров двигателя Рееба был увеличен до 980 см3. Однако наиболее успешно продавалась модель S35 с верхнеклапанным двигателем Sturmey-Archer объемом 348 см3. Должны были появиться другие новые модели, но вмешалась война. После 1945 г. Horex была одной из первых возобновивших производство германских мотоциклетных компаний, по некоторым утверждениям, благодаря тесным связям семьи Клееманов с американцами.
Сразу же после войны, по единогласным утверждениям всех источников, единственной рыночной моделью Horex была машина класса 350 см3 Regina, а осенью 1950 г. на треке дебютировала гоночная верхнеклапанная одноцилиндровая версия. Сразу вслед за этим появилась дорожная модель с модифицированным соответственным образом двигателем,британским гоночным карбюратором Amal ТТ и магнето Bosch на смену стандартной аккумуляторно-катушечной системе зажигания серийных моделей. Гоночная Regina развивала мощность 25 л.с. и разгонялась до 161 км/ч. Однако вскоре стало очевидным, что, даже в результате сосредоточения всех усилий на производстве одной модели, использующая кулачковый клапанный механизм Horex не была достаточно быстрой, чтобы тягаться с гоночными мотоциклами с верхним расположением распредвала марок Norton и AJS. Horex также создала серию двухцилиндровых гоночных мотоциклов, большей частью под названием Imperator. Не следует их путать с совершенно другой серийной дорожной машиной с тем же названием. Первые из новых двухцилиндровых мотоциклов дебютировали в начале 1951 г. В сравнении с довоенными двухцилиндровыми машинами Рееба с параллельным расположением цилиндров гоночные мотоциклы 1951 г. с двигателем объемом 497 см3 (65х75 мм) были значительно шире. Привод верхнего распредвала был также цепным, но в данном случае цепь проходила между двумя вертикально установленными цилиндрами. Кроме того, по сравнению с прежним двигателем, симметричность конструкции нового двигателя Horex имела то преимущество, что обеспечивала более равномерное охлаждение каждого цилиндра и позволяла конструктору установить свечи зажигания в обычном положении. Привод распредвала по центру позволил укоротить сам распредвал, в результате чего предотвращалась возможность его прогибания и очевидного нарушения системы газораспределения.
Одноместная коляска Horex 1951 г. Модели Horex были популярны у любителей трехколесных транспортных средств из-за хорошей работы двигателя на низких оборотах.
В шасси также наблюдались некоторые новшества по сравнению с обычной практикой компании Horex. Вместо того, чтобы основное внимание уделять двигателю, как уравновешивающему элементу конструкции, компания использовала полностью дуплексную раму, охватывавшую двигатель. Вместо применявшейся в то время в серийных дорожных машинах Horex стандартной плунжерной задней подвески в двухцилиндровом гоночном прототипе применялась совершенно новая система качающихся рычагов.
Гонщик завода Horex Фридль Шон (Friedl Schon) 6 апреля 1952 г. на кольце Диебургер готовится к заезду на новой двухцилиндровой гоночной машине с двигателем объемом 497 см3 (65 х 75 мм) с двумя верхними распредвалами.
Масляного бака не было, поскольку для смазки двигателя использовалась система с масляным поддоном. Однако выход мощности снизился в значительно большей, чем ожидалось, степени, в результате к следующему году машина была реконструирована, и ее дебют состоялся в мае 1952 г. на гонке в Хокенхайме, которую провел заводской гонщик Фридль Шон (Friedl Schon). Оснащенная новым двигателем с двумя распредвалами (модель 1951 г. была с одним распредвалом) машина одержала убедительную победу, но этот успех не удавалось повторить на этапах мирового первенства, где двухцилиндровая машина Horex чаще сходила с дистанции, чем доходила до финиша.
Модель 1953 г. Regina Sport с верхпеклапанным двигателем. Машина мощностью 20 л.с., развивавшая максимальную скорость до 125 км/ч, обладала лучшими эксплуатационными характеристиками, чем стандартные модели.
К счастью, в команде Horex был одаренный инженер-гонщик Роланд Шнелль (Roland Schnell), на которого можно было опереться. Шнелль вместе с Германном Габленцем (Hermann Gablenz) участвовали в гонках в классах 250 и 350 см3 на специально созданных одноцилиндровых мотоциклах Horex с двумя верхними распредвалами. Эти одноцилиндровые машины полузаводского производства были намного более прочными, чем двухцилиндровые модели, а также более быстрыми. На них было завоевано много побед на международных соревнованиях во многих странах Европы в период между 1952 и 1954 гг. Последним гоночным проектом компании, появившимся на короткий период в 1954 г., был еще один совершенно новый прототип с двухцилиндровым двигателем с двумя верхними распредвалами, сконструированный австрийским инженером Людвигом Апфельбеком (Ludwig Apfelbeck).
Па смену самой популярной модели Regina пришла модель Resident с верхнеклапанным одноцилиндровым двигателем объемом 350 см3. Ее полномасштабное произволе!во началось в 1955 г., но эта машина никогда не была столь успешной, как ее предшественница.
Основными серийными моделями Horex в период с начала до середины 1950-х гг. были одноцилиндровая Regina и двухцилиндровая Imperator. Завод также выпускал легкие машины, оснащенные двухтактными двигателями Sachs, включая модель Rebell 100 и не имевший успех дорогостоящий мотороллер Rebell оснащенный одноцилиндровым горизонтальным двигателем объемом 249 см3 с верхним расположением распредвала. Кроме того, завод Horex производил в двух версиях новую четырехтактную одноцилиндровую модель Resident с двигателями размерами 350 и 250 см3.
Переделанная для гонок класса 500 см3 двухцилиндровая модель Imperator с верхним расположением распредвала на соревнованиях по классическим гонкам в конце 1980-х гг. Следуем отметить отсутсгвие раструбов на выхлопных трубах.
В 1955 г. уровень продаж упал до 5000 экземпляров, что привело к крупным потерям и закрытию фирмы в начале 1958 г. Несмотря на непродолжительное возрождение марки в 1980-х гг., название затем исчезло.
Благодаря Фрицу Роту (Fritz Roth) в 1980-х гг. марка Horex была возрождена. Новая компания производила модели с двигателями Minerelli или Rotax. На рисунке представлена модель 1984 г., оснащенная одноцилиндровым двигателем Rotax объемом 500 см3.
Horex Regina 350 (1949)
В трудный период сразу после 2-й мировой войны наиболее успешно продаваемой моделью Horex была одноцилиндровая верхнеклапанная машина Regina 350. По многим параметрам это был самый британский из всех германских мотоциклов конца 1940-х и начала 1950-х гг. Достоинства Регины в основном сводились к ее прочности и надежности, экономному расходу топлива и простоте обслуживания. Движущей ее силой был двигатель полублочной конструкции объемом 342 см3 с длинным ходом поршня (69х91,5 мм). Его мощность была 15 л.с. при низком числе оборотов — 3500 об/мин., однако, что более важно, двигатель работал в широком диапазоне оборотов.
Модель Regina с верхнеклапанным двигателем объемом 342 см3 с двумя выпускными отверстиями впервые появилась в конце 1940-х гг. и стала самой успешной машиной компании за всю се историю. На рисунке представлена версия 1952 г.
Оба клапанных толкателя располагались в узких внешних трубках на правой стороне двигателя и могли быть спутаны с конструкцией верхнего распредвала с коническими шестернями. В цилиндре размещался поршень Mahle с тремя кольцами и степенью сжатия 6,8:1. И цилиндр, и головка были чугунными с большим цельным алюминиевым корпусом коромысел, что, как и два выпускных отверстия и две отдельные выпускные трубы, тянущиеся снизу по бокам машины, было наследием Ногах из довоенных времен. Для коленвала были характерны роликовый подшипник нижней головки шатуна и коренные подшипники с трех-шариковыми обоймами. Клапанное распределение было полностью закрыто и регулировка клапанныхтолкателей осуществлялась просто с помощью винта и контргайки. Смазка осуществлялась с помощью системы сухого поддона, масляный насос размещался под крышкой распределителя зажигания с правой стороны двигателя. Трансмиссия замыкалась на четырехступенчатую коробку передач с ножным переключением скоростей и первичную двухрядную (дуплексную) цепь вместе с однорядной (симплексной) задней цепью.
Если в отношении двигателя модели Regina можно было сказать, что он наследовал некоторые довоенные черты, то в отношении шасси это никак не скажешь, поскольку в них были отражены все последние достижения в этой области мотоциклостроения, включая телескопические увлажненные смазкой передние вилки, плунжерная задняя подвеска и использование блока двигателя, коробки передач и сцепления как элемента напряженности рамы. Тормоза с алюминиевыми во всю ширину ступицами выглядели современными.
В общем, модель Regina заслуживала иметь успех в коммерческом отношении, которым она и пользовалась. Кроме модели класса 350 см3, которая была наиболее популярной, существовали также версии с двигателями размерами 248 см3 (65х75 мм) и 399 см3 (74,5х91,5 мм). Производство модели Regina продолжалось вплоть до самого закрытия предприятия в начале 1958 г.
Horex Imperator 400 (1954)
Рекламировавшийся компанией как флагманская модель 1954 г. мотоцикл Imperator не имел ничего общего с неудачными двухцилиндровыми гоночными моделями с двигателем объемом 497 см3 с двумя верхними распредвалами, представлявшими марку Ногах в 1951 и 1952 гг. Интересно, что для модели Imperator был выбран двигатель объемом 400, а не 500 см3, по той простой причине, что пошлины дорожного фонда и страховые взносы были одинаковыми для машин с двигателями объемом 350 и 400 см3, а для моделей с двигателями 500 см3 — на 25% выше.
Производство модели Imperator с двухцилиндровым двигателем объемом 392 см3 с распредвалом верхнего расположения началось в 1954 г. Во многих отношениях этот мотоцикл был предшественником появившихся двумя десятилетиями позже японских машин среднего класса.
С двигателем блочной конструкции объемом 392 см3 с одним верхним распредвалом с цепным приводом и современным дизайном модель Imperator выглядела бы вполне достойно и двумя десятилетиями позже, когда японцы стали производить и продавать неисчислимые тысячи очень похожих двухцилиндровых мотоциклов среднего класса. На самом деле мотоцикл Imperator был, вероятно, самой современной серийной моделью в Германии в то время и заслуживал намного лучшей участи, чем та, на которую он был обречен.
Эта машина так никогда и не поднялась до заслуженных высот из-за начавшегося в середине 1950-х гг. драматического снижения уровня продаж.
Для спортивно-туристского мотоцикла, каким он и являлся, Imperator при максимальной скорости 135 км/ч демонстрировал хорошие эксплуатационные качества. Вдобавок к этому, его технические характеристики включали дуплексную раму из стальных труб, заднюю подвеску с амортизатором из двух качающихся рычагов, увлажненных смазкой телескопических передних вилок (на выбор предлагались также шарнирные вилки Шнелля), алюминиевые ступицы тормозов, окаймленные 460-миллиметровыми ободами из сплава, глубоко вогнутые крылья (заднее крыло могло откидываться вверх для облегчения процедуры снятия колеса) и полностью закрытая цепь заднего привода.
Двухцилиндровая модель Ногах считалась комфортабельной машиной благодаря удобной посадке водителя, горизонтально вытянутого руля и роскошного двойного сидения Denfeld.